Ластик: история создания, виды, материалы, технология производства. Полезные советы

До того как появились профессиональные ластики, художники использовали мякиш хлеба. В середине XVIII века хлеб заменил натуральный каучук. Конечно, использовать натуральный каучук для стирания неудачных линий в карандашных рисунках - удовольствие не из дешевых. Поэтому сегодня повсеместно используются стерки, сделанные из искусственных полимеров.

И все же идеальная резинка должна стирать графит, художественный уголь, сангину, сепию и другие средства, не оставляя грязных следов и не нарушая поверхность основы. Но на сегодняшний день такого универсального средства не изобрели, зато производители художественных материалов изготавливают несколько видов резинок, которые идеально подходят для работы с тем или иным художественным средством.

Резиновые ластики, сделанные из искусственного каучука, идеально подходят при работе над карандашным рисунком по белой бумаге. Несколько худшим результат получается при работе с цветными карандашами или на цветной основе, так как, имея в своем составе мыло, резинки стирают с поверхности цвет.

Мягкие виниловые ластики превосходны для графитовых карандашей и любой бумаги. Они не оставляют грязных следов и, будучи мягкими, не деформируют поверхность. Благодаря этим свойствам мягкая виниловая резинка сегодня наиболее популярна в мире среди художников-графиков.

Розовый резиновый ластик - самый распространенный ластик в мире. Он немного жестковат, поэтому его нужно осторожно использовать на бумажной поверхности. Розовый ластик не очень хорош при работе с графитовым карандашом, зато очень эффективен при удалении рисунка, сделанного цветными карандашами.

Пластифицированный ластик наиболее эффективен и удобен в работе с углем и мягкими пастелями, поскольку и уголь, и пастели оставляют на поверхности резинки красочный слой. Для того чтобы удалить «грязь» с поверхности ластика, его достаточно помять в руке, и новая рабочая поверхность готова. Также этому виду резинки можно придать различные формы и использовать как инструмент для получения световых бликов на рисунке углем, пастелью или карандашом.

Чернильная резинка очень жесткая и содержит абразивы. Предназначена она для работы с канцелярскими и художественными чернилами, а также с тушью. Если основа, на которую нанесен рисунок, недостаточно прочна, то результаты применения этой резинки могут быть самыми печальными. Правда, совсем недавно чернильная резинка была усовершенствована: в обычный виниловый ластик были добавлены химически активные вещества, реагирующие на чернила и тушь.

Сухие чистящие порошки представляют собой измельченную виниловую резину, которой посыпают рабочую поверхность для очистки. В основном эти порошки используют перед началом работы водо-растворимыми художественными средствами.

Статья из журнала АРТИНДУСТРИЯ №2(23)-2006

Если вы хотите научиться рисовать и у вас есть карандаш и листок бумаги — не думайте, что этого достаточно.

Ведь без качественных материалов ни один художник не может создать достойного полотна. Конечно, шедевр можно написать даже мелом на стене — но это должен быть качественный мел и удобная по структуре стена. На первый урок репетиторы по рисованию обычно советуют не брать с собой краски, ведь разбираться в них — это уже вторая ступень. А первая — это научиться графически изображать предметы и людей при помощи минимальных средств. Итак, как же выбрать карандаш, ластик и бумагу для уроков рисования с учителем?

1) Выбираем карандаш
Карандаш для рисования лучше всего выбирать не один, а целую пачку. При этом они должны иметь различную мягкость грифеля. Обычно на карандашах российских и украинских производителей печатают маркировку твердости: Т (твердый), МТ (мягко-твердый) и М (мягкий). Иностранные производители пользуются другой маркировкой: H (твердый), HB (твердо-мягкий), B (мягкий). Иностранная маркировка также имеет в себе карандаши твердости F и ВНВ — они подходят для офиса и используются в школах. Также существует американская маркировка — это цифры от 1 до 4. Посмотрите на приведенную таблицу и вы поймете какие из карандашей являются темными и мягкими, а какие — светлые и твердые.

Каждая из букв может иметь перед собой цифру. К примеру карандаш 2B 2М — достаточно мягкий, чтобы давать очень темные и насыщенные оттенки черного, а карандаш Н2 или Т2 — дает очень светлый серый цвет. Обычно во время рисовп6ия используют несколько карандашей. Светлым рисуют поначалу, а темным придают контрастности.

Слишком твердые карандаши, такие как 3Н и выше — это такие себе «гвоздики», которые могут просто напросто порвать бумагу. Их используют только в специальных случаях, создавая чертежи и прочее. А такие грифели, которые имеют мягкость до 8В — отлично подходят для оригинальных рисунков мягким материалом — тут вы сможете растушевывать линии и создать необычные эффекты с помощью карандаша.

2) Выбираем бумагу для рисования карандашом
Для первых рисунков вам понадобится матовый (не в корем случае не глянцевый) листок формата А4 — простой альбомный лист. Но качество этой бумаги должно быть достаточно высоким. Детские альбомы для рисования делают из бумаги, которая при первом же стирании резинкой портится, становится ворсистая и неприглядная, пачкается. Поэтому лучше всего купить лист твердого ватмана с ровной не пористой поверхностью. Когда вы научитесь рисовать, то пористость или любая другая фактура смогут придать работам особую изысканность, но для начала лучше экспериментировать на простом недорогом ватмане.

3) Стирательная резинка — ластик
Ластик должен быть белый. Цветные резинки часто оставляют следы красителя на бумаге, портя весь рисунок. Попробуйте помять ластик пальцами — если он легко сгибается, но не крошится под руками — это хорошая резинка. Слишком твердый или разваливающийся под руками ластик усложнит работу как вам, так и учителю рисования. Если ваша старая верная резинка пришла в негодность став слишком твердой, ее можно прокипятить — это может вернуть ей былую мягкость.



Начнём с того, что ластики, они же стирательные резинки, они же - стёрки делают из разных материалов. Их делают из натурального или искусственного каучука и из пластика, или синтетики.

Вообще карандаш появился раньше, чем ластик. И до открытия Америки и последовавшего вскоре открытия каучука, который потом стали использовать в самых разных отраслях, для стирания графита с бумаги в Европе использовали хлебный мякиш.

В 1736 французский путешественник и исследователь Шарль Мари де ля Кондамин привез из Южной Америки каучук, который в те времена называли "индийской резиной". Первые упоминания о применении каучука для стирания линий, оставленных обычным чернографитовым карандашом появляются уже в 1770 году.

Увы, чистый каучук служил недолго и довольно быстро портился. Решение было найдено в 1839 году, когда Чарльз Гудиер открыл процесс процесс вулканизации резины - реакции, при которой молекулы каучука "сшиваются" в единую сетку. А первым, кто сообразил прикрепить резинку к концу карандаша был американец Хайман Липман и произошло это в 1858 году.

Каучуковые (резиновые) ластики

Они обычно предназначены для удаления линий, оставленных черно-графитовыми или цветными карандашами, и для удаления чернильных линий.

Первые должны быть мягкими и крошащимися, чтобы маленькие фрагменты ластика отделялись во время стирания. Благодаря этим свойствам ластика, его стирающая поверхность постоянно сменяется и обновляется. Поскольку маленькие фрагменты ластика имеют клейкую структуру, они легко «наклеиваются» на формирующие линию частички грифеля и удаляют их с рабочей поверхности.

Если ластик правильно подобран к используемым бумаге и грифелю, то рабочая поверхность остается без или с минимальными повреждениями.

Вторые же должны механически удалять окрашенные волокна бумаги. Именно по этой причине такие ластики содержат большое количество абразивных добавок и быть твердыми. Этими ластиками стирать надо осторожно, чтобы избежать сильных повреждений рабочей поверхности. Все каучуковые ластики со временем становятся тверже. Чем больше ластик находится на открытом воздухе или на солнце, тем быстрее это происходит.

Синтетические ластики

Иногда их называют «пластиковыми», изготавливаются из мягких материалов, которые содержат наименьшее количество абразивных веществ. Часто в процессе изготовления этого вида ластиков добавляются дополнительные размягчители, для повышения эластичности.

Такими ластиками можно стирать простой и цветные карандаши с бумаги, кальки, чертежной пленки. При использовании синтетических ластиков отделяются широкие длинные частички. Это означает, что для удаления линий с поверхности требуется меньшее количество движений, а сами частички легко смахиваются с рабочей поверхности. В некоторые виниловые ластики добавляют специальные растворители для удаления чернильных линий.

Как выбрать лучший

Всё зависит от того, какой карандаш будем стирать. Если простой чёрнографитный, то нужно учитывать его твёрдость/мягкость. Цветные карандаши стирать труднее, потому что в состав грифеля входят жиры и воски, проникающие в глубь волокон бумаги. Поэтому для стирания цветных карандашей лучше брать более жёсткие ластики.

Если собираетесь стирать чернила - берите ещё более жёсткий ластик, но будьте осторожны: вместе с чернилами при сильном трении можно удалить и слой бумаги, сильно повредив поверхность.

Кроме этого надо помнить, что старые ластики стирают значительно хуже новеньких: материал крошится хуже, стирающая поверхность перестаёт самоочищаться и на бумаге остаются некрасивые грифельные разводы.

http://poetomu.ru

Ластики являются одним из обязательных предметов при рисовании, черчении в учебе и творчестве. Школьники помладше зачастую при выборе ориентируются на привлекательность товара – благо современное разнообразие ассортимента позволяет выбрать ластик интересной формы, расцветки, с изображением любимого персонажа на любой вкус. Те, кто постарше, стараются помимо эстетических качеств оценить и практичность стирательной резинки – опыт показывает, что нередко цветные и слишком твердые экземпляры со своей задачей не справляются, лишь размазывая след карандаша при стирании и оставляя цветные неопрятные пятна.

Разновидности резинок для стирания

Ластики производятся не только в России, на прилавках магазинов можно встретить продукцию:

  • экономкласса, как правило, произведенную в странах Азии, Китае, Турции;
  • среднего сегмента из Южной Кореи;
  • традиционно более дорогую и высококачественную, выпускаемую в Европе – Германии, Чехии, Австрии, Италии, Франции.

Самые известные производители, с безупречно качественной продукцией, которую всегда выбирают опытные и начинающие художники, чертежники, архитекторы – это Koh-1-Noor (Чехия), Factis (Испания), Faber Castell и Swan Stabilo (Германия).

Качественные характеристики стёрки во многом определяются свойствами тех материалов, которые использовались при изготовлении. В настоящее время это может быть пластик (винил), натуральный и искусственный каучук.

Критерии выбора

Идеальный ластик должен быть гибким, не слишком мягким и не сильно крошиться при стирании. При выборе пластика приходится ориентироваться на визуальный осмотр – редкий продавец разрешит опробовать ластик в действии перед покупкой или позволит его проверять на эластичность, мять и крошить, ведь от этих процедур «страдает» товарный вид. Профессионалы советуют рассматривать в качестве оптимального варианта изделия светлых, нейтральных расцветок – слишком яркие, с явным использованием красителей, будут неизбежно пачкать бумагу при стирании.

Универсальные стёрки, для эффективного удаления следов обычного, «простого» или цветных карандашей, чернильных ручек подобрать не удастся:

  • Черно-графитный карандаш лучше стирают с бумаги мягкие ластики.
  • Следы цветных карандашей можно удалить более твердыми и эластичными стирательными резинками, со средне выраженными абразивными свойствами.
  • Чернила возможно стереть только с достаточно толстой и гладкой бумаги, аккуратно удаляя верхний слой ее поверхности вместе с удаляемой частью рисунка. Справиться с этой задачей может только очень твердая стёрка с частичками абразивных веществ, которую для лучшей эффективности нередко «зарезают» под определенным углом.

Ластики из натурального каучука целесообразно выбирать для решения двух последних задач – они прекрасно стирают следы от цветных карандашей и чернил.

Резинки из искусственного каучука – самые мягкие, крошатся в процессе, с ними приятней работать при рисовании черно-графитным карандашом на бумаге любой плотности.

Виниловые и пластиковые ластики могут обладать различными свойствами, быть более мягкими и твердыми, в зависимости от использования различных добавок при изготовлении. В отличие от каучуковых, они более долговечны.

Сегодня мы поговорим о ластике. Когда я училась в школе, приобрести хороший ластик было проблемно. В магазине продавец давала нам коробку с ластиками, а мы стояли и сгибали их, пока не находили самые мягкие -их и покупали. Художники вымачивали ластики в керосине перед тем, как ими пользоваться.Что же с тех пор изменилось? Попробуем разобраться.

Согласно энциклопедическому словарю ластик — это кусочек специально обработанной резины для стирания написанного. Разумеется ластик — это канцтовар. Его по праву относят к канцелярским товарам, так как ластик есть почти на каждом рабочем месте и уж точно у каждого школьника в рюкзаке. В Древнем Риме пользовались дощечками, покрытыми воском. На них писали острым концом каплеобразного стило, а стирали написанное его тупым закругленным концом.
Сегодня для стирания карандашных записей используют резинки разных форм, жесткости и качества. Ластики лучше выбирать не по внешнему виду. Чаще всего цветные ластики не стирают, а размазывают карандаш, оставляя грязные следы на бумаге. Лучше всего выбрать самые лучшие ластики мягкие, белого или светло – серого цвета. Не забывайте чистить ластик об твердую поверхность, тогда они будут стирать лучше и не оставлять следов.Основными производителями дешевых и более низкого качества ластиков являются страны Юго-Восточной Азии, Китай и Турция. Более дорогую и высококачественную продукцию поставляют европейские фирмы (Австрии, Германии, Италии, Франции, Чехии), а также южнокорейские (такие канцтовары дешевле европейских, но достаточно качественны).
Ластики бывают из натурального, искусственного каучука, из пластика (или синтетики).
Выбор ластика зависит от того, что мы будем стирать (чернографитный карандаш, цветной карандаш или чернила) и от качества бумаги.
Ластики, предназначенные для стирания чернографитного карандаша должны обладать хорошими адсорбирующими свойствами, должны быть очень мягкими и крошащимися, поскольку в процессе стирания маленькие частички ластика должны отделяться. Благодаря этому, ластик стирает всегда очищенной "свежей" поверхностью. Маленькие частички ластика слегка клейкие и поэтому они без труда цепляют частички грифеля. Выбор ластика зависит также от твердости чернографитного карандаша.
Цветные карандаши стирать труднее, чем черно-графитовые, потому что жиры и воски, содержащиеся в грифеле карандаша, проникают в глубь волокон бумаги. По этой причине лучше использовать более твердые ластики, обладающие абразивными свойствами.
Ластики для стирания чернил должны удалять окрашенные чернилами волокна бумаги. По этой причине ластики содержат большее количество частиц (например, пемзы), влияющих на качество трения и поэтому они более твердые. Такими ластиками необходимо пользоваться очень осторожно, поскольку при слишком сильном трении можно повредить поверхность. А низкокачественная тонкая бумага может порваться.

Основные производители ластиков:

«Koh-1-Noor» (Чехия)
«Factis» (Испания)
«Swan Stabilo» (Германия)
Faber Castell (Германия)
Ластики из натурального каучука гибкие и пластичные, обладают абразивными свойствами, т.е. стирают за счет удаления слоя поверхности, поэтому применяются для стирания с плотной бумаги и ватмана. Лучше использовать для стирания черно-графитовых, цветных карандашей и шариковых ручек.
Ластики из искусственного каучука мягкие, легко ломаются и крошатся. Значительно снижают абразивное действие при использовании, имеют хорошую адсорбирующую (поглощающую) способность. Пригодны для использования на любой бумаге различной плотности, причем можно стирать неоднократно на одном и том же месте, не боясь повредить стираемую поверхность.
Каучуковые ластики со временем высыхают и покрываются коркой. Этот процесс ускоряется при неправильном хранении ластиков.
Лучше использовать для стирания черно-графитовых карандашей.
Пластиковые ластики или синтетические, изготавливают из мягкого винила, который содержит очень мало частичек, отвечающих за качество трения. Часто их заменяют смягчителями, увеличивающими эластичность. Пластиковые ластики имеют хорошую адсорбирующую способность и не повреждают стираемую поверхность. Такие ластики предназначены для стирания с неплотной бумаги, пленки и кальки. А при их использовании вырабатывается меньше статического электричества, что снижает вероятность прикрепления удаленных частичек обратно.
Виниловые ластики, содержащие смягчители, могут передать часть смягчающего вещества другим синтетическим материалам при непосредственном контакте с ними. Для предотвращения этого виниловые ластики продаются обернутыми в специальные картонные полоски. В отличие от резиновых ластиков, виниловые не портятся с течением времени и поэтому служат гораздо дольше.
Надеюсь, что мои советы вам пригодятся и вы найдёте тот ластик, который долго будет вам служить.

Похожие статьи