Автожир описание. Автожир своими руками

Особенности

Ротор, вал и двигатель автожира VPM M-16

Автожиры также отличаются от винтокрылов , которые имеют постоянный привод несущего винта от двигателя, позволяющий им использовать как режим авторотации, так и режим вертолётного полёта. На больших скоростях их роторная система действует сходным с автожиром образом (в режиме авторотации шага), обеспечивая только подъёмную силу, но не тягу. Можно сказать, что винтокрылы занимают промежуточное положение, сочетая в себе качества автожиров и вертолётов.

Первые автожиры управлялись с помощью аэродинамических рулей , поэтому вертикальная посадка получалась неуправляемой и обычно считалась чрезвычайным режимом. Современные системы управления наклоном плоскости несущего винта (втулка обладает двумя степенями свободы) позволяют производить посадку без пробега, так как управляемость аппарата не зависит от его воздушной скорости. Для реализации вертикального старта (подскоком) возможна предварительная раскрутка несущего винта с нулевым шагом на земле (от двигателя), с последующим отключением его привода и установкой рабочего шага винта .

История

Автожиры изобрёл испанский инженер Хуан де ла Сиерва в 1919 году, его автожир С-4 совершил свой первый полёт 9 января 1923 года.

Основное развитие теория автожиров получила в 1930-е годы. С изобретением и массовым строительством вертолётов интерес к практическому применению автожиров упал настолько, что разработки новых моделей были прекращены. Новый этап интереса к автожирам начался в конце 1950-х - начале 1960-х годов. В это время Игорь Бенсен в США активно пропагандировал гирокоптеры собственной конструкции - лёгкие одноместные простейшие автожиры, которые продавались в виде наборов для самостоятельной сборки и были доступны по цене широкому кругу желающих. Кроме того, на рубеже 1960-х годов в США и Канаде были разработаны и получили сертификаты типа три модели двухместных автожиров с прыжковым взлётом:

  • Umbaugh 18A (позже известный как Air & Space 18A)
  • Avian 2/180

Из этих трёх моделей первые две выпускались серийно. Несколько аппаратов этих моделей летают до сих пор. Avian 2/180 был построен в количестве нескольких прототипов разной конфигурации, но серийно не выпускался. Единственный сохранившийся (нелетающий) аппарат этой модели сейчас находится в частном владении в Калифорнии , причём владелец изменил его название на Pegasus.

Свойства

Современный легкий автожир с закрытой кабиной

Большинство автожиров не могут взлетать вертикально, но им требуется гораздо более короткий разбег для взлёта (10-50 м, с системой предраскрутки ротора), чем самолётам . Почти все автожиры способны к посадке без пробега или с пробегом всего несколько метров, к тому же эти аппараты способны висеть при сильном встречном ветре. Таким образом, по маневренности они находятся между самолётами и вертолётами, несколько уступая вертолётам и абсолютно превосходя самолёты.

Автожиры, в некотором отношении, превосходят самолёты и вертолёты по безопасности полёта. Самолёту опасна потеря скорости, поскольку он сваливается при этом в штопор . Автожир при потере скорости начинает снижаться. При отказе мотора автожир не падает, вместо этого он снижается (планирует), используя эффект авторотации (несущий винт вертолёта при отказе двигателя также переводится в режим авторотации, но на это теряется несколько секунд, важных при вынужденной посадке). Пилот может в полной степени управлять направлением снижения, используя все системы управления автожиром. При посадке автожиру не требуется посадочная полоса , что тоже важно для безопасности полёта, особенно при вынужденной посадке в незнакомом месте.

Скорость автожира сравнима со скоростью лёгкого вертолёта и несколько уступает лёгкому самолёту. По расходу топлива они уступают и самолётам, и вертолётам, но техническая себестоимость лётного часа автожира в несколько раз меньше, чем у вертолёта, благодаря отсутствию сложной трансмиссии. Типичные автожиры летают со скоростью до 180 км/ч (рекорд 207,7 км/ч), а расход топлива составляет 15 л на 100 км при скорости 120 км/ч. Таким образом, по скорости и экономичности автожир напоминает автомобиль, с той разницей, что не застревает в пробках.

Ещё одним их преимуществом является широкий обзор и гораздо меньшая, чем в вертолётах, вибрация, что делает их очень удобными для аэрофотосъёмок , видеосъёмок и наблюдения.

Автожир также имеет существенное преимущество перед другими типами лёгких летательных аппаратов: на нём можно летать даже в сильный (до 20 м/с) ветер.

Большинство автожиров одно- и двухместные. Существуют и трёхместные модели - российский автожир «Охотник -3», выпускающийся научно-производственным центром Аэро-Астра-Автожир , и автожир А002, серийно выпускающийся ИАПО «Иркут» . При скорости ветра более 8 м/с взлетает с места, в штиль нужен разбег до 15 м.

Самыми массовыми в последние годы стали автожиры немецкой компании Autogyro. Начиная с 2003 года выпуск этих аппаратов быстро увеличивался и сейчас составляет более 300 машин в год.

Классификация

Автожир Avro Rota Mk 1 (Cierva Autogiro C30 A) - классический автожир с тянущим винтом, 1930-е

По расположению маршевого винта автожиры делятся на 2 типа: с тянущим винтом (исторически первые аппараты) и с толкающим винтом (наиболее распространённые в настоящее время). Преимущества схемы с тянущим винтом: лучшее охлаждение двигателя за счёт обдува винтом, и несколько большая безопасность при аварии с ударом носовой частью (в схеме с толкающим винтом при такой аварии двигатель, расположенный за кабиной, может завалиться вперёд и травмировать пилота). В то же время, в схеме с толкающим винтом лучше обзор из кабины. У обеих схем есть и другие присущие им преимущества и недостатки.

Специальные свойства

Некоторые автожиры способны к прыжковому взлёту. При этом лопасти несущего винта ставятся горизонтально (в малый общий шаг), винт раскручивается до оборотов, превышающих номинальные полётные, затем его лопасти поворачиваются в полётный шаг. Взлёт происходит по вертикали за счет накопленной энергии винта. Осуществление такой схемы требует значительного усложнения конструкции втулки ротора и утяжеления лопастей, поэтому автожиры с прыжковым взлётом мало распространены.

Многие автожиры оснащены предварительной раскруткой ротора. В этом случае ротор раскручивается до начала разбега автожира (через передачу от маршевого двигателя или от отдельного привода). Предварительная раскрутка значительно сокращает длину взлётного разбега автожира, а при встречном ветре взлёт происходит почти «с места».

Разрабатываемый американским энтузиастом Джеем Картером шестиместный автожир CarterCopter (англ.) русск. с прыжковым взлётом обладает уникальной возможностью замедлять вращение несущего винта на больших скоростях, при этом несущая сила обеспечивается крылом небольшого размаха, разница в подъёмной силе идущих вперёд и назад лопастей становится неактуальна. За счёт этого возможен разгон до уникальных для винтокрылой техники скоростей за 600 км/ч.

Достоинства

  • Аппарат в среднем гораздо дешевле лёгких самолётов и вертолётов;
  • Управлять автожиром проще, чем самолётом и вертолётом;
  • Один из самых безопасных летательных аппаратов, что обусловливают следующие его особенности:
    • не подвержен штопору ;
    • способен совершать мягкую посадку с неработающим двигателем;
    • малы требования к площадке для посадки;
    • гораздо менее чувствителен к термическим потокам (по сравнению с дельтапланом и парапланом);
    • менее чувствителен к болтанке (по сравнению с самолётом).

Недостатки

У автожира есть несколько специфичных опасных режимов полета (разгрузка ротора, кувырок, мертвая зона авторотации и пр.), которые нельзя допускать при полете во избежание падения. Кувырок характерен в основном для аппаратов с неправильно расположенными относительно друг друга центром тяжести и вектором тяги маршевого винта, а также с недостаточно развитым хвостовым оперением.

Полеты на автожире в условиях обледенения представляют большую опасность, поскольку при обледенении ротора он быстро выходит из режима авторотации, что приводит к падению.

В культуре

  • Автожир присутствует в Фэнтези вселенной Warcraft у расы гномов (Gnomes), под названием Гирокоптер. Используется как средство разведки. Вследствие созвучности слов Гирокоптер (автожир) и Геликоптер (вертолет) большинство игроков считает их вертолетами. Тем не менее, в русской версии был переведен как ветролет .
  • Также данный летательный аппарат можно встретить в игре «Commandos: Behind Enemy Lines» в миссии «Слепое правосудие», где одной из целей является отход группы диверсантов с использованием автожира.
  • Ещё одна игра, где есть автожир - GTA Vice City Stories (Sony PSP). Правда управляется он и ведёт себя как обычный вертолёт.
  • Автожиры являются распространённым транспортным средством в серии произведений о Конфедерации Меганезия современного российского автора Александра Розова.
  • Присутствовал в качестве секретного транспорта в Saints Row 2.
  • В фильме «Живёшь только дважды» (You Only Live Twice) - Джеймс Бонд в исполнении Шона Коннери. Название автожира - Little Nellie, WA-116, спроектирован и построен Кеном Воллисом (Ken Wallis).
  • Во втором фильме «Безумный Макс» (Mad Max, The Road Warrior).

Разработка автожиров в СССР и России

Современный лёгкий автожир Arrow-Copter AC-10

В 1936 году на заседании специальной комиссии при Политбюро ЦК ВКП(б), курировавшей создание первой дрейфующей станции в Северном Ледовитом океане , обсуждались варианты доставки полярников на льдину. Сын В. Чапаева Аркадий Чапаев (1914-1939) предложил изготовить автожиры. Их следовало подвесить под крылья тяжёлого транспортного самолёта. Идея не прошла.

В настоящее время разработками автожиров в России занимаются несколько групп и предприятий:

  • ИАПО - модель А002 «Иркут»
  • «Аэро-Астра» - модель «Охотник»
  • Твистер-клуб - модель «Твист»
  • АвиаМастер - модель «Инспектор»

Примечания

Ссылки

  • Русскоязычный форум по автожирам - ответы на вопросы по теории и практике автожиров (рус.)
  • Русскоязычный форум по автожирам (рус.)
  • Англоязычный форум по автожирам - теоретическая и практическая информация (англ.)
  • Сайт по ветропланам (автожирам) - Общая и техническая информация, дилеры, условия приобретения. (рус.) (англ.)
  • (рус.)

Литература

  • Братухин И. П. Автожиры. Теория и расчёт . - Госмашметиздат, 1934. - 110 с.
  • Жабров А. А. Автожир и геликоптер . - 2-е изд . - ЦС ОСОАВИАХИМа СССР, 1939.

Автожир А-002 — летательный аппарат внеаэродромного базирования, сочетающий в себе свойства самолета и вертолета. У него, как у вертолета есть свободновращающийся несущий винт, который приводится в действие не двигателем, а набегающим потоком воздуха и выполняет функции крыла, создавая подъемную силу. В отличие от крыла самолета, несущий винт автожира не имеет срывных режимов, что обеспечивает высокий уровень безопасности летательного аппарата.

Автожир предназначен для многоцелевого использования. Он может выполнять «прыжковый » взлет (без разбега под углом 50-70° к линии горизонта) и вертикальную посадку на ограниченную площадку, соизмеримую с размерами самого аппарата. Базовый вариант автожира А-002, разработанный конструкторами ОКБ легкой авиации ИАПО, допускает возможность модификаций и различную комплектацию съемного и навесного оборудования в зависимости от требований Заказчика.

Автожир А-002 оборудован закрытой комфортабельной обогреваемой кабиной. В качестве топлива, в зависимости от типа двигателя, может использоваться бензин следующих марок: АИ-95, Б-91/115, 100 и 100L. Для хранения автожира и его обслуживания возможно использование автомобильного гаража. Габаритные размеры автожира в положении для хранения и транспортировки — мм: 5180 х 2750 х 2450. Буксировка автожира на земле осуществляется легковым автомобилем.

Особенности автожира:
-«прыжковый» взлет и посадка без пробега;
-большой диапазон скоростей горизонтального полета;
-закрытая обогреваемая кабина;
-модульная конструкция;
-малые габариты;
-двойное управление.

Решаемые задачи:
-административно-связные функции;
-экологический и радиационный контроль;
-перевозка легких грузов;
-поисковые и спасательные работы;
-метео- и ледовая разведка;
-срочная медицинская помощь в труднодоступных районах;
-контроль состояния ЛЭП, нефте- и газопроводов;
-аэрофотосъемка;
-обучение и тренировка пилотов.

Эксплуатационные характеристики и экономичность:
-стоимость легкого автожира в 2-3 paза ниже, чем вертолета такого же класса при практически одинаковых летных характеристиках;
-возможность безаэродромного базирования;
-простота обслуживания;
-возможность использования автомобильного гаража для хранения;
-использование автомобильного бензина;
-низкая стоимость эксплуатации.

Свойства автожира, характеризующие его безопасность:
-простота и надежность конструкции;
-отсутствие режима сваливания и возможность безопасной посадки при отказе двигателя;
-малая чувствительность к атмосферной турбулентности;
-управление автожиром не требует высокой квалификации летного состава.

«Прыжковый» взлет автожира:
Выполняется при необходимости взлета с ограниченной площадки.
Предварительная раскрутка ротора.
Отсоединение трансмиссии, увеличение общего шага несущего винта и отрыв от земли.
Уменьшение общего шага несущего винта и разгон до скорости набора высоты (высота 4-8 метров).
Набор высоты.

Посадка автожира без пробега:
Выполняется при необходимости приземления на ограниченную площадку.
Парашютирующее снижение.
Увеличение общего шага несущего винта (при крутых траекториях и вертикальном снижении).
Уменьшение вертикальной скорости и посадка.

Первый полёт опытного автожира А-002 состоялся 6 июля 2002 года, а 4 августа 2005 года начались испытания серийного автожира и работы по получению «сертификата типа» на автожир А-002М в соответствии с Авиационными правилами АП-27.

Конструкция.

Конструкция автожира А002М обеспечивает размещение в кабине 3 человек по схеме 2 спереди и 1 сзади. Пилот размещается справа. Автожир оборудован сдвоенным управлением для учебно-тренировочных полетов.

Автожир А002М предназначен для дневного применения по правилам визуальных полетов в простых метеоусловиях. Полеты в зоне воздушного пространства категории G могут выполняться по уведомительной системе.

А002М может использоваться как многоцелевой летательный аппарат.

Модуль кабины. Каркас модуля кабины клепаной конструкции выполнен в виде силовой рамы с прикрепленными к ней обводообразующими обшивками, дверями и элементами крепления систем. Силовая рама обеспечивает восприятие общих полетных и аварийных нагрузок на конструкцию.

На силовой раме кабины расположены узлы крепления агрегатов и систем.

Несущий винт. Двухлопастный несущий винт выполнен на карданном подвесе с внутривальным управлением. При вращении несущего винта и воздействии органов управления не происходит установочного движения лопасти в индивидуальном горизонтальном шарнире, поворот осуществляется в продольном шарнире карданной рамки, что обеспечивает простоту конструкции и ее высокий ресурс. В корпус втулки несущего винта встроена шестеренчатая муфта предварительной раскрутки. Невращающаяся часть втулки винта закрыта обтекателем.

Лопасти несущего винта выполнены из композиционных материалов. Крепление лопасти к втулке несущего винта осуществляется двумя болтами. Снятие лопастей возможно при сложенном в транспортировочное положение пилоне.

Хвостовой модуль включает в себя хвостовую балку, киль с рулем направления, переставной стабилизатор с концевыми шайбами, хвостовую опору.

Руль направления оснащен сервокомпенсатором. Хвостовая балка, киль имеют клепаную конструкцию. Панели руля направления и стабилизатор выполнен из композиционных материалов.

Шасси автожира выполнено по трехколесной схеме с носовым колесом. Переднее стойка шасси — самоориентирующаяся, оснащена фрикционным демпфером шимми и пружинным фиксатором нейтрального положения. Основные колеса — тормозные. Пневматики основных опор 400 х 150, носовой опоры 300 х 125. Схема основных опор шасси — пирамидальная. Амортизаторы передней и основных опор шасси имеют наборы резиновых пластин, которые являются энергопоглощающими элементами. Шасси автожира рассчитано на большие вертикальные скорости при посадке.

Тормозная система. Система торможения колес — замкнутая, гидростатического типа, с приводом на основные колёса (без дополнительных источников энергии). Система торможения обеспечивает:
-торможение автожира во время движения по земле;
-выдерживание направления движения автожира на разбеге и пробеге, при рулении за счет раздельного торможения колес;
-стояночное торможение при выполнении предварительной раскрутки несущего винта перед взлетом.

Тормозные подножки установлены на педалях правого пилота. Тормоза основных колес — дисковые. Управление тормозами производится гидравлическими цилиндрами, связанными с подножками на педалях.

Стояночное торможение производится одновременным нажатием на тормозные подножки и включением фиксатора на приборной доске. Снятие со стояночного тормоза выполняется одновременным нажатием на тормозные подножки.

В тормозной системе применяется жидкость AМГ-10.

Топливная система автожира служит для обеспечения двигателем топлива и включает в себя два соединенных между собой топливных бака общей емкостью 150 литров. Топливные баки установлены под нижней противопожарной перегородкой отсека двигателя. В левом топливном баке расположена заливная горловина с заправочным фильтром и датчик топливомера. В топливной системе предусмотрен расходный бак, в который встроен сетчатый заборный фильтр. Топливный насос электрический, навесного типа, установлен в одном блоке с топливным фильтром тонкой очистки. Количество располагаемого топлива отображается на указателе уровня топлива на приборной доске.

Управление автожиром включает в себя:
-управление несущим винтом — сдвоенные ручки управления циклическим шагом и ручку управления общим шагом (шаг-газ) с барашком корректора крейсерского шага;
-управление рулем направления и передней стойкой шасси — ножные педали;
-управление перестановкой стабилизатора;
-управление системой триммерного эффекта в каналах крена и тангажа;
-управление тормозами — подножки на педалях и флажок фиксатора стояночного тормоза на приборной доске;
-управление тормозом несущего винта;
-управление шестеренчатой муфтой предварительной раскрутки несущего винта.

На ручках управления автожиром параллельно установлены кнопки управления клапаном фрикционной муфты предварительной раскрутки несущего винта и кнюппели управления системой триммерного эффекта.

Приборное оборудование. ПНО и приборы контроля двигателя:
-вариометр ВР-10Мк;
-высотомер ВД-10Мк;
-авиагоризонт электрический RCA26-AK с указателем скольжения (шарик);
-указатель скорости WINTER 6221;
-указатель оборотов несущего винта VDO 333035143;
-указатель уровня топлива UMA 18-260-1C1;
-указатель оборотов двигателя VDO 333035017;
-указатель давления наддува VDO 150015001;
-вольтметр VDO 332010003;
-амперметр;
-часы бортовые АЧС-1М;
-компас магнитный PAI 700.
Примечание: могут быть установлены аналогичные приборы другой марки.

Прием полного и статического давлений обеспечивается обогреваемым приемником ПВД-6М, на который установлено профилированное кольцо для уменьшения поправок.

Световая сигнализация. На приборной доске располагаются следующие сигнальные табло и лампы:
-лампа «сеть» зеленая;
-лампа «Тормоз НВ» красная;
-лампа «обороты НВ малы» красная;
-табло «Топливо 15 мин.» красное;
-лампа «обороты НВ велики» красная;
-табло «Давление масла» красное;
-лампа «Отказ генератора» красная.

Радиосвязное оборудование.

РСО автожира включает в себя радиостанцию авиационного Garmin Apollo SL40 и интерком Flyghtcom 403mc с 3-мя гарнитурами.

Кабина автожира негерметичная. Для входа в кабину предусмотрено 2 передних двери и 1 задняя дверь по левому борту. Двери оснащены системой аварийного сброса.
Кресла оборудованы ремнями безопасности. Материал обшивки кресел — винилискожа. Поверхности кабины оклеены звукоизоляционными материалами и покрыты велюром. Место для багажа или груза находится под задним сидением. Кабина обогревается бортовым жидкостным отопителем, питающимся от системы охлаждения двигателя. Вентиляция кабины осуществляется с помощью вентилятора отопителя при закрытом кране и с помощью форточек, расположенных на стеклах дверей. В кабине установлен бортовой хладоновый огнетушитель, доступный для каждого члена экипажа и предназначенный для тушения пожара в кабине.

Система электроснабжения автожира.

Электросистема автожира — постоянного тока, напряжением 14 Вольт.

Источники питания:
-генератор постоянного тока, установленный на двигателе мощностью 1 кВт (14В, 70А);
-аккумуляторная батарея Topla EcoDry 55R номинальной емкостью 55АTч, установленная в носовой части кабины под съемным лючком. Батарея герметичная с адсорбированным электролитом, не требует обслуживания кроме подзарядки.

Аккумуляторная батарея обеспечивает опробование электротехнического оборудования и многоразовый запуск двигателя, а также аварийное питание потребителей энергии в течение около 15 минут полета.

Антикоррозионная защита автожира, его агрегатов, узлов и деталей осуществляется в процессе производства нанесением соответствующих гальванических покрытий, нанесением грунтов и эмалей. Внешняя окраска самолета выполняется глянцевыми полиуретановыми эмалями с высокой механической прочностью.

Защитные покрытия, применяемые на автожире, обеспечивают его длительную эксплуатацию в любом климатическом поясе на территории России.

Модификация: А-002М
Диаметр несущего винта, м: 10,74
Диаметр маршевого винта, м: 1,92
Длина, м: 6,26
Высота, м: 3,32
Масса, кг
-пустого: 420
-максимальная взлетная: 1060
Тип двигателя: 1 х ПД СТА-250
-мощность, л.с.: 1 х 250
Максимальная скорость, км/ч: 210
Крейсерская скорость, км/ч: 140
Минимальная скорость, км/ч: 35-40
Практическая дальность, км: 530
Дальность с макс. нагрузкой, км: 350
Скороподъемность, м/мин: 420
Практический потолок, м: 2400
Экипаж, чел: 1
Полезная нагрузка: 2 пассажиров или 350 кг груза.

Автожир А-002 на стоянке.

Автожир A-002 выруливает на старт.

Автожир A-002 в полете.

Автожир A-002 в полете.

Автожир это практически самолет только в разы лучше, горизонтальную скорость ему придает винт вращающийся от мотора так же как и самолету но с другой стороны у него нет крыльев! У автожира вместо крыльев выступает винт ротор, который свободно вращается вокруг вертикальной оси под действием встречного потока воздуха. Именно по этому автожир в отличии от самолета может в воздухе уменьшить горизонтальную составляющую скорости до нуля.

И так начнем, что же все таки такое этот АВТОЖИР . Такое название чаще всего применяется русскими, в других странах его чаще называют гироплан , гирокоптер или ротаплан . Само название имеет греческое происхождение из слов αύτός - сам и γύρος - круг. Эти слова подразумевают принцип авторотации. Авторотация это принцип, в соответствии с которым автожир держится в воздухе(В принципе это уже и есть ответ на вопрос что такое автожир). Авторотации характерна не только автожиру но и вертолету. Но есть одно различие, у вертолета принципом авторотации можно воспользоваться только при аварийной посадки и это может спасти пассажиров но не машину, а у автожира это один единственный способ полета.

Стоит отметить что автожиры бывают двух видов, первая схема с толкающим винтом (см. картинку ниже), а вторая с тянущим, такой автожир похож больше на самолет с лопастями от вертолета. В настоящее время больше применяется схема с толкающим винтом.

С первого взгляда всем кажется что автожир управляется аналогично вертолету(через автомат перекоса), но это совсем не так. Устойчивая авторотация достигается при узком диапазоне установке углов лопастей это обычно от 0° до 6°, а автомат перекоса как раз меняет этот угол, в следствии этого можно легко выйти за эти пределы. Автожир управляется с помощью изменения положения втулки несущего винта.

Автожиру для взлет требуется совсем небольшой разгон, а при сильном встречном ветре автожир может взлететь практически без разгона. Для посадки ему также не требуется много места, покрытия для взлета может быть абсолютно любым, это может быть асфальт, укатанный грунт, снег или даже вода. А самое интересное в этом сверхлегком летательном аппарате что управлять им сможете даже ВЫ, после прохождения курса обучения и сдачи экзаменов.

Стоимость автожира практически сопоставима со стоимостью новой иномарки. Для хранения автожира также не требуется много места, так как автожиры довольно компактны а со снятым ротором его вообще можно транспортировать на обычном прицепе на легковом автомобиле так как вес автожира сходен с весом снегохода или гидроцикла.

Что такое автожир , с точки зрения истории? Автожир изобрел Хуан де ла Сиерва в 1919 году инженер из Испании. В 1923 году первый автожир совершил первый полет. А если ознакомиться с историей вертолетов, то можно узнать что первый устойчивый полет вертолета состоялся 1922 году в США, этот вертолет смог подняться в воздух на высоту 5 метров и продолжительность полета составила несколько минут. В 1930 было основное развитии теории автожиров. А с изобретением и массовым строительство вертолетов интерес к автожиру был практически полностью утрачен. Но в 1950 году интерес к автожирам вернулся и уже к 1960 году в США и Канаде были разработаны три модели автожиров, но к сожалению не все поступили в серийное производство. К примеру Avian 2/180 Gyroplane с прыжковым взлетом так и не выпускался серийно.

Записывайтесь на полет и ощутите насколько это здорово оторваться от земли, парить в воздухе как птица, взмывая под облака или пролетая над сельскими дорогами на высоте пятидесяти метров на скорости под 200 километров в час. Это полная свобода, это море ощущений, это буря эмоций. Если у вас это в крови то компания АВТОЖИРЫ.РУ поможет Вам осуществить Вашу мечту!

Историко- исследовательская работа «Какие преимущества имеют автожиры по сравнению с другими летательными аппаратами?» Выполнил: Алиев Рафаэль ученик 9А класса Авторского лицея Эдвардса №90 г.Ульяновск
Содержание: Введение. Основная часть: 1 Истори ческая справка. 2 Свойства автожиров. 3.Преимущества автожиров. 4.Авторитетное мнение.

Заключение.

Источники.

Как только не называют автожир - гироплан, гирокоптер, ротаплан, жиролет, жирокоптер, вертоплан. Введение.

Приходилось ли вам летать? Многие из нас, утвердительно ответят на этот вопрос. В наше время, пассажирские авиаперелеты давно перестали быть экзотикой. А лично пилотировать какой-нибудь летательный аппарат? Ответ - "Да" дадут лишь единицы. Тем не менее, сейчас это стало доступно, как никогда!

Те, кто знаком с авиацией не понаслышке, знают, что сейчас наступил переломный момент, на подобии появления массового автомобиля Генри Форда сто лет назад. Настало время легких и недорогих летательных аппаратов, способных стать персональным транспортом. Многочасовые пробки в современных городах давно уже стали нормой, наземный транспорт достиг пика своей насыщенности. Но выход есть! Спасти нас от всепланетной пробки могут сверхлегкие летательные аппараты - автожиры!

Истори ческая справка .
Автожир - моторный, летательный аппарат, который с помощью несущего винта, приводимого во вращение встречным потоком, удерживается в воздухе. Такой принцип использования самовращающегося несущего винта называется «авторотирующим». Дополнительный винт с горизонтальной продольной осью сообщает автожиру горизонтальную скорость.

История автожиров начинает свой отсчет с того времени, когда молодой изобретатель из Испании Хуан де ла Сиерва в 1919 году претерпев серию неудач в испытании самолетов-бомбардировщиков, всерьез задумался о создании летательного аппарата, который бы не сваливался в штопор при отказе двигателя. Не зная с чего начать строить автожир, он внимательно изучил явления авторотации. Хуану де ла Сиерве пришла в голову гениальная мысль заменить крыло самолета на самовращающийся винт. Так, впервые появился самолет со срезанными крыльями и тянущим пропеллером, к фюзеляжу которого был прикреплен несущий винт, вращающийся под действием встречных потоков воздуха. Несколько лет испанскому авиаконструктору пришлось усердно трудиться над совершенствованием модели, прежде чем 10 января 1923 года полноразмерный автожир совершил свой первый полет. Хуан де ла Сиерва продолжал начатое дело и уже в декабре 1924 года испанскому пилоту Хоакину Лориге удалось, управляя автожиром пролететь 10 км по воздуху и благополучно приземлиться на другой площадке аэродрома. Это был настоящий прорыв в истории винтокрылой авиации. В дальнейшем, именно наработки Сиервы проложили путь к созданию вертолета. Позаимствованные у автожира эффект авторотации и шарнирная подвеска лопастей не позволяли машине стремительно падать при отключенном двигателе.



В СССР в 1929 году советскими инженерами Камовым и Скржинским был создан первый винтокрылый аппарат КАСКР-1, который позднее получил название «вертолет». Внешне автожир имел сходство с ранней моделью Сиерва С-8 Мк-III. При разработке был использован двигатель М-2 в 120 л.с. и фюзеляж самолета У-1 с хвостовым оперением. Крылья сделали подносными, а шасси переделали под очень широкую колею. На четырехгранной пирамиде был установлен несущий винт, лопасти которого имели горизонтальные и вертикальные шарниры, соединенные между собой тросами с грузами, что позволяло демпфировать колебания в плоскости вращения. Лопасти автожира не имели ограничителей снизу и в состоянии покоя держались в горизонтальном положении на подвесках с резиновой шнуровой амортизацией сверху.

Николай Кириллович Скржинский Николай Ильич Камов


Автожир КАСКР-1

После этого на протяжении десяти лет в СССР было создано 15 типов и модификаций автожиров, строившихся большей частью в ЦАГИ в основном теми же инженерами, которые работали над вертолетами.


В первоначальных типах автожира несущий винт перед взлетом приводился во вращение вручную путем раскрутки или от тянущего винта, и число оборотов его увеличивалось уже при рулении и разбеге. Позднее были оборудованы специальные приводы к несущему винту от двигателя автожира.
В порядке конструктивного решения автожиров были последовательно разработаны три принципиальные схемы:
1) крылатый - с неуправляемым несущим винтом и с органами управления, как в самолете; элеронами и хвостовым оперением; эффективность органов управления зависела от поступательной скорости аппарата;
2) бескрылый - с управлением несущим винтом без элеронов и без горизонтального оперения, но с вертикальным оперением, где управление осуществляется наклоном оси несущего винта, связанной с ручкой управления аппаратом посредством рычажной передачи;
3) автожир с непосредственным («прыжковым») взлетом без разбега, где лопасти несущего винта, приводимого от двигателя, меняют угол последовательно, начиная от угла нулевой подъемной силы при максимальном числе оборотов (1,5-1,6 от полетного числа оборотов), по достижении которых угол установки лопастей переводится особым механизмом на полетный. Аппарат, получив избыточную тягу вверх, «подпрыгивает» на высоту нескольких метров, после чего под действием тяги тянущего винта и горизонтальной составляющей тяги несущего винта получает поступательное движение и переходит на режим набора высоты.
Свойства автожиров.
Автожир - летательный аппарат внеаэродромного базирования, сочетающий в себе свойства самолета и вертолета. У него, как и у вертолета есть несущий винт, но он приводится в действие не двигателем, а набегающим потоком воздуха и выполняет функции крыла, создавая подъемную силу. Несущий винт (ротор) заставляют вращаться аэродинамические силы. Это явление известно как авторотация.
Подъемная сила автожира осуществляется за счет набегающего воздушного потока, заставляющего вращаться лопасти несущего винта, выполняющих одновременно роль крыла. Эффект авторотации позволяющий посадить аппарат без использования двигателя, можно сравнить с управлением парашютом.

Большинство автожиров не могут взлетать вертикально, но им требуется гораздо более короткий разбег для взлёта (10-50 м, с системой предраскрутки ротора), чем самолётам. Почти все автожиры способны к посадке без пробега или с пробегом всего несколько метров, к тому же эти аппараты способны висеть при сильном встречном ветре. Таким образом, по маневренности они находятся между самолётами и вертолётами, несколько уступая вертолётам и абсолютно превосходя самолёты.
Автожиры, в некотором отношении, превосходят самолёты и вертолёты по безопасности полёта. Самолёту опасна потеря скорости, поскольку он сваливается при этом в штопор. Автожир при потере скорости начинает снижаться. При отказе мотора автожир не падает, вместо этого он снижается (планирует), используя эффект авторотации (несущий винт вертолёта при отказе двигателя также переводится в режим авторотации, но на это теряется несколько секунд, важных при вынужденной посадке). Пилот может в полной степени управлять направлением снижения, используя все системы управления автожиром. При посадке автожиру не требуется посадочная полоса, что тоже важно для безопасности полёта, особенно при вынужденной посадке в незнакомом месте.

В отличие от вертолётов автожир зависит от двигателя намного меньше благодаря тому, что ротор – «большой винт сверху» – играет в его конструкции роль крыла, а не движителя. Если для вертолёта авторотация – аварийный режим и возможное спасение, то для автожира – штатный режим полёта, и отказ двигателя не смертелен. Случись он – аппарат просто спланирует. При перегреве двигатель можно выключить и, пока не остынет, лететь на авторотации, чего не позволяют вертолёты, у которых размер ротора относительно планера заметно меньше. Единственный способ совершить авиапроисшествие на правильно спроектированном автожире – грубое нарушение правил полёта и эксплуатации, и совсем уж «кавалерийские» взлёт или посадка.


Скорость автожира сравнима со скоростью лёгкого вертолёта и несколько уступает лёгкому самолёту. По расходу топлива они уступают и самолётам, и вертолётам, но техническая себестоимость лётного часа автожира в несколько раз меньше, чем у вертолёта, благодаря отсутствию сложной трансмиссии. Типичные автожиры летают со скоростью до 180 км/ч (рекорд 207,7 км/ч), а расход топлива составляет 15 л на 100 км при скорости 120 км/ч. Таким образом, по скорости и экономичности автожир напоминает автомобиль, с той разницей, что не застревает в пробках.
Некоторые автожиры способны к прыжковому взлёту. При этом лопасти несущего винта ставятся горизонтально (в малый общий шаг), винт раскручивается до оборотов, превышающих номинальные полётные, затем его лопасти поворачиваются в полётный шаг. Взлёт происходит по вертикали за счет накопленной энергии винта. Осуществление такой схемы требует значительного усложнения конструкции втулки ротора, поэтому автожиры с прыжковым взлётом мало распространены.

Многие автожиры оснащены предварительной раскруткой ротора. В этом случае ротор раскручивается до начала разбега автожира (через передачу от маршевого двигателя или от отдельного привода). Предварительная раскрутка значительно сокращает длину взлётного разбега автожира, а при встречном ветре взлёт происходит почти «с места».

Ротор, вал и двигатель автожира VPM M-16


Автожиры также отличаются от гиродинов и винтокрылов (конвертопланов), которые обычно имеют дополнительный привод от двигателя к роторному винту, позволяющий им использовать как режим авторотации, так и режим вертолётного полёта. На больших скоростях их роторная система действует сходным с автожиром образом (в режиме авторотации шага), обеспечивая только подъёмную силу, но не тягу. Можно сказать, что винтокрылы занимают промежуточное положение, сочетая в себе качества автожиров и вертолётов.

Преимущества автожиров .
На сегодняшний день автожир является наиболее безопасным средством передвижения по воздуху. Он легко управляется на всех режимах полета, в том числе и на нулевой скорости. Даже при отказе двигателя, аппаратом можно полностью управлять, спланировав на подходящее место для посадки без дополнительного пробега. Взлет автожира возможен даже в безветренную погоду, с площадки, диаметр которой всего лишь в два раза превышает диаметр самого ротора. Маневренность при полете и на разворотах, отсутствие вибраций и сваливания, наличие широкого диапазона скоростей горизонтального полета (от 25 до 185 км/час), короткий разбег (до 50 м.), все эти показатели свидетельствуют о значительном преимуществе автожира перед другими летательными аппаратами. Для самолетов и вертолетов полеты на малых высотах 3-30 метров в диапазоне скоростей 30-120 км/ч и скорости встречного ветра до 20 м/с считаются опасными, тогда как автожир в аналогичном режиме полета полностью безопасен. При умелом и разумном управлении автожиром, риск во время полета сводится к минимуму.
Для того,чтобы лучше понять и оценить преимущества автожиров рассмотрим летно-технические характеристики летательных аппаратов различного класса. Автожиры MTO Sport и Calidus.
Преимущества автожиров MTO Sport и Calidus над обычными летательными аппаратами с фиксированным крылом:
-минимальное воздействие турбулентности при полете; -минимальная дистанция разбега (обычно от 10 до 70 м); -очень короткая дистанция пробега;

Широкий диапазон скоростей (25-200 км/час).


Летно-технические характеристики автожиров Calidus 09 MTO Sport

Длина автожира, м 5,08 4,80

Высота автожира, м 2,65 2,65 Ширина автожира, м 1,88 1,70 Диаметр ротора м 8,40 8,40 Масса, кг - пустого 245 240 - максимальная взлетная 560 560

Емкость топливного бака, л 34 (68) 45 (90)

Двигатель Rotax912 ULS/914 Rotax 912 ULS/914S

Мощность, л. с. 100/115 100/115 Топливо A-95 A-95 Скорость, км/ч - максимальная 185 185 - крейсерская 110-165 110-165 - минимальная 30 30 Скороподъемность, м/с 5 5 Разбег, м 10-70 10-70 Пробег, м 0-15 0-15 Дальность полета, км 560 750
Вертолет Robinson R44 Raven.
Robinson R44 Raven - простой и надежный вертолет с поршневым карбюраторным двигателем. Летные характеристики сравнимы с характеристиками дорогих вертолетов оборудованных газотурбинными двигателями.

Летные данные

V макс., км/час 240

V крейс., км/час 210

Скороподъемность, м/сек 5 Дальность полета, км 650 Длительность полета, час 3,5 Рабочая высота, м 1500 Макс. высота, м 4250 Аэродинамическое качество 4,7
Силовая установка Кол-во двигателей 1 Модель двигателя Lycoming O-540 Тип двигателя поршневой оппозитный (6 цилиндров) Система питания один карбюратор Топливо бензин Б 91/115 (100 LL) Мощность крейсерская, л.с. 195 Мощность взлетная, л.с. 210 Мощность макс., л.с. 220 Расход топлива, л/час 50
Габариты Длина фюзеляжа, м 9,07 Длина с винтом, м 11,76 Диаметр несущего винта, м 10,06 Диаметр хвостового винта, м 1,47 Высота, м 3,28 Колея шасси, м 2,16
Вес, масса Полный взлетный вес, кг 1089
Заправочные емкости Емкость топливного бака, л 185 Емкость маслянного картера, л 5,7

Автодельталёт "ЖУК-42"


Лётно-технические характеристики

Модель: Учебный прогулочный автодельталёт "ЖУК-42"

Вместимость 2 человека

общим весом до 220 кг Дальность полёта 200 км Максимальная скорость 100 км/час Крейсерская скорость 85 км/час Взлётная скорость 60 км/час Топливо бензин АИ-95 Двигатель ROTAX или ВАЗ 2124 Размах крыла 10,5 м Макс. взлётный вес 495 кг
Изучив летно-технические характеристики данных летательных аппаратов, сразу можно понять какие преимущества имеют автожиры и чем они привлекательны.
Ещё одним преимуществом автожиров является широкий обзор и гораздо меньшая, чем в вертолётах, вибрация, что делает их очень удобными для аэрофотосъёмок, видеосъёмок и наблюдения.
Сравнительный анализ характеристик современных лёгких летательных аппаратов (самолётов, вертолётов, дельталётов, автожиров, парапланов) позволяет выделить следующий ряд достоинств автожиров:
· укороченный взлёт и посадка;
· конструктивная простота, малая трудоёмкость в изготовлении и эксплуатации;
· возможность выполнения аппарата в классе сверхлегких, легких или средних ЛА с закрытой кабиной;
· высокая весовая отдача (0,4...0,65);
· безопасность полёта - в случае остановки двигателя в полёте, а также при потере скорости автожир не входит в штопор;
· экономичность - часовые расходы топлива сопоставимы с таковыми у легких самолётов и дельталётов, причём существенно ниже, чем у вертолётов. Средняя стоимость автожиров в ~10 (!) раз ниже стоимости вертолётов, примерно в 2 раза ниже стоимости самолётов и соизмерима со стоимостью дельталётов. Стоимость одного лётного часа эксплуатации автожира не превышают таковой у легкого самолёта и дельталета






Автожир является самым безопасным воздушным транспортным средством. Благодаря этому он имеет огромную популярность сейчас и огромные перспективы в будущем.
Автожиры являются самыми безопасными летательными аппаратами :
-им не страшны отказы двигателей, как, например, вертолётам (у автожиров несущий винт находится в постоянном режиме авторотации)
-симуляция отказа двигателя практикуется в процессе обучения, входит в экзамен и не представляет опасности
-при отказе двигателя, автожир может пролететь ещё четыре - пять высот, т.е. с высоты 1 км. автожир может пролететь 4 - 5 км. и совершить посадку в удобном месте
-им не нужны посадочные полосы для аварийных посадок, как, например, самолётам (автожир способен садиться на площадку соизмеримую со своим размером)
-им не страшен ветер, как большинству летательных аппаратов (ЛА). Автожир способен летать при порывах ветра до 45 м/с. Например, скорость ветра от 20 м/с, это уже шторм. Ни один другой вид ЛА не может летать при таком ветре
-порывистый боковой ветер, вынуждающий пилота прервать посадку и зайти на второй круг, ни в коем случае не повлияет на безопасную посадку автожира
-внезапное одностороннее обрывание воздушного потока (штопор) которое чаще всего вызывает крушения самолетов, не заставит машину выйти из под контроля
-пилоты порадуются отсутствию «провалов» в турбулентных зонах, которая также обусловлено принципом полёта автожира.
Автожиры не нуждаются в аэродромах, или специально подготовленных площадках. Они способны взлетать с малых площадок. Так же не требуется специальное оборудование для их обслуживания. Для заправки используется обычный бензин АИ-95, или АИ-98.
Для обслуживания автожиров не нужны специально обученные специалисты, т.к. обслуживание автожиров схоже с обслуживанием автомобилей и не требует специальных знаний.
Автожиры способны совершать взлёт и посадку с неподготовленных площадок.
Автожир относится к сверхлёгким (СЛА) и лёгким летательным аппаратам. Для управления им не требуется профессиональный пилот. Достаточно иметь свидетельство пилота.
В последние годы стоит острая проблема с пробками и заторами на дорогах находящихся не только в городах но и на междугородних трассах. Особой проблемой остаётся аварийность автотранспорта. Единственным решением проблем является уход от использования дорог и переход на использование летательных аппаратов. Лучшим вариантом могут быть автожиры. Использование автожиров даёт как выгоду во времени (полёт по прямой значительно сокращает расстояние и, как следствие, значительно сокращается время полёта и расход бензина), так и экономическую выгоду (расход бензина как у среднего автомобиля).
По мнению специалистов и владельцев автожиров, автожир, это единственная альтернатива автомобилю для частных поездок, путешествий и командировок. Благодаря своей безопасности, неприхотливости и обширным сферам применения, автожиры всё больше и больше завоёвывают популярность.
Автожиры экономически значительно выгоднее вертолётов (геликоптеров), благодаря низкой стоимости самого аппарата и не дорогим его содержанием, сравнимым со стоимостью содержания обычного автомобиля. Это ставит автожиры вне конкуренции по отношению к другим видам летательных аппаратов.
Автожиры являются надежным видом транспорта для быстрого передвижения в воздухе. Во всем мире автожиры применяются для экспедиций, охоты, рыбалки, экскурсионных полетов, рекламы. Отапливаемая и вентилируемая кабина позволяет совершать комфортные полеты даже при температуре -20 °С на земле, а аппаратура ночного видения (опция), позволяет ориентироваться в пространстве ночью без использования посадочных фар. Возможно размещение дополнительного оборудования для ведения репортажей с воздуха в режиме реального времени
Прекрасно зарекомендовали себя при использовании для патрулирования силами полиции и службами безопасности различных ведомств. Во многих странах стоит на вооружении полиции, служб спасения и другими силовыми структурами.





Основным минусом автожиров является более низкий КПД использования силовой установки, из-за чего при равном полетном весе и скорости автожиру требуется более мощный двигатель, чем самолету, дельталету или вертолету. У автожира есть несколько специфичных опасных режимов полета (разгрузка ротора, кувырок), которые нельзя допускать при полете во избежание падения. Кувырок характерен в основном для аппаратов с неправильно расположенными относительно друг друга центром тяжести и вектором тяги маршевого винта, а также с недостаточно развитым хвостовым оперением.
Называть автожир спортивной машиной можно только с натяжкой, ведь основное качество спортивной машины – маневренность. Самолет может свечкой уйти в небо, перевернуться, сделать бочку, показать другие пилотажные фигуры, причем все это он делает на высоких скоростях. Вертолет может остановиться в любой точке полета, повисеть и, как муха, изменить траекторию, начать двигаться вверх, вниз, назад, вправо или влево. Кстати, начать движение в новом направлении он может, не меняя положения корпуса. Особенно наглядно движение хвостом вперед. Возможности автожира на этом фоне очень скромны. Горка в 30 градусов для него предел, он не может перевернуться, сделать бочку, показать еще какую-нибудь пилотажную фигуру. Он не может зависнуть, лететь хвостом вперед или боком. Правда, он не чувствителен к экрану земли и его легко пилотировать на малых высотах, он может пролетать под мостом. Цельноповоротный киль позволяет ему развернуться на месте, но, все же, следует признать, что по маневренности он значительно уступает самолету и вертолету.
И тем не менее, на мой взгляд, автожиры являются очень привлекательным и необходимым средством воздушного передвижения среди всех летательных аппаратов. Эти миниатюрные помощники могут быть полезны там, где нет возможности или целесообразности использования их крупногабаритных собратьев.

Авторитетное мнение
Мкртич Титоян имеет громадный опыт полетов на подобных аппаратах - он работает старшим инструктором-пилотом СЛА (сверхлегкой авиации) МГС РОСТО с 1997 года. Вот что он сказал «Труду» на сей счет:
- Российские энтузиасты на изготовленных ими мини-автожирах неоднократно участвовали ли в групповых перелетах из Москвы в Смоленск, в Орел и Белгород. И я сам пробовал пилотировать эту машину, и делал это с удовольствием. Она очень проста в управлении и эксплуатации. Новичку обучиться на ней летать проще, чем на самолете или вертолете. Слово «автожир» в России пока вообще довольно непривычно звучит, а на Западе у любителей сверхлегкой авиации этот аппарат довольно популярен. Но теперь вполне логично, что у нас будет все больше летать этих аппаратов, причем, массового промышленного производства. Электроника стала очень легкой, компактной и достаточно дешевой. За 500-600 евро можно купить набор аппаратуры, которая поможет даже пилоту невысокого класса чувствовать себя уверенно и довольно безопасно при дальних перелетах и непростых погодных условиях. А сам летательный аппарат - довольно надежный - можно купить по цене автомобиля. Я уверен: в России в ближайшие годы парк сверхлегкой авиации увеличится в разы.
Летчик Константин Ланге имеет большой опыт полетов на сверхлегких аппаратах как в Европе, так и в Южной Америке:
- В Германии еще лет 10 назад летало много гирокоптеров (немцы именно так обычно называют автожиры) - как кустарного, так и промышленного производства. В Европе к этому виду аппаратов относятся пока все-таки больше как к развлечению. Хотя и мне самому доводилось их пилотировать. Даже фотографировать сверху природу и опрыскивать виноградники. Если объективно сравнивать с самолетами и вертолетами, то гирокоптеры намного проще управляются при взлете и посадке. Новички на них себя чувствуют более уверенно. Некоторая сложность появляется при дальних перелетах, когда открытые пространства часто меняют участки леса, суша чередуется с водной гладью, а горы - с равниной. На границах этих территорий из-за неравномерно восходящих потоков возникают зоны турбулентности. Не скажу, что это смертельно опасно, но при малых скоростях требует хороших навыков пилотирования. И сложности увеличиваются с ростом температуры воздуха. Впрочем, Россия - преимущественно холодная страна. А на морозе гирокоптер как раз ведет себя очень надежно, даже при температурах до -30. Кроме того, сам принцип гирокоптера основан на том, что роль подъемной силы вместо крыла выполняет свободно вращающийся винт. Так что в случае аварии этот аппарат не камнем падает вниз, а медленно снижается в режиме авторотации. Примерно, как пушистое перо из гусиного брюха.

Заключение.
В мире авиации всегда происходили большие изменения. Появлялись новые летательные аппараты, которые своими качествами были лучше прежних, и поэтому прекращалось проектирование и создание последних. Но старые идеи по-прежнему могут иметь немалые перспективы. К ним и относятся автожиры, у которых интересная и достаточно длинная история. Значение этих аппаратов не стоит недооценивать. С автожиров началась история всех винтокрылов в нашей стране, они - важная часть истории отечественной авиации и являются одним из возможных вариантов перспективного транспорта будущего.

Как сделать автожир своими руками? Этим вопросом, скорее всего, задавались те люди, которые очень любят или хотят летать. Стоит заметить, что, возможно, об этом устройстве слышали не все, так как оно не слишком распространено. Они широко использовались лишь до тех пор, пока не были изобретены вертолеты в том виде, в котором они имеются сейчас. С момента выхода в небо таких моделей летательных аппаратов автожиры сразу же утратили свою актуальность.

Как построить автожир своими руками? Чертежи

Создать такой летательный аппарат не составит большого труда тому, кто увлекается техническим творчеством. Особых инструментов или дорогостоящих строительных материалов также не понадобится. Место, которое придется выделить на сборку, минимальное. Стоит сразу добавить, что сборка автожира своими руками сэкономит колоссальное количество денег, так как покупка заводского образца потребует огромных финансовых затрат. Прежде чем приступать к процессу моделирования этого устройства, нужно позаботиться о наличии всех инструментов и материалов под руками. Второй шаг - это создание чертежа, без которого собрать стоящую конструкцию не представляется возможным.

Основная конструкция

Сразу стоит сказать, что построить автожир своими руками довольно просто, если это планер. С остальными моделями будет несколько сложнее.

Итак, для начала работ потребуется иметь среди материалов три дюралюминиевых силовых элемента. Один из них будет служить килем конструкции, второй играть роль осевой балки, а третий послужит в качестве мачты. К килевой балке сразу можно прикрепить управляемое носовое колесо, которое должно быть снабжено тормозным устройством. Концы осевого силового элемента также должны быть оснащены колесами. Можно использовать небольшие детали от мотороллера. Важный момент: если своими руками автожир собирается для полетов за катером на буксире, то колеса заменяются на управляемые поплавки.

Установка фермы

Еще один из основных элементов - это ферма. Монтируется эта деталь также на переднем конце килевой балки. Это устройство представляет собой треугольную конструкцию, которая склепывается из трех дюралюминиевых уголков, а после этого усиливается листовыми накладками. Предназначение этой конструкции - крепеж буксирного крюка. Устройство автожира своими руками с наличием фермы должно быть сделано так, чтобы пилот, дернув за шнур, мог в любой момент отцепиться от буксирного троса. Кроме того, ферма необходима и для того, чтобы на нее можно было установить самые простые приборы аэронавигации. К ним можно отнести устройство слежения за скоростью полета, а также механизм бокового сноса.

Еще один основной элемент - это монтаж педального узла, который устанавливается непосредственно под фермой. Данная деталь должна иметь тросовую подводку к рулю управления летательным аппаратом.

Рама для агрегата

При сборке автожира своими руками очень важно уделить должное внимание его раме.

Как говорилось ранее, для этого потребуется три дюралюминиевых трубы. Эти детали должны иметь сечение 50х50 мм, а толщина стенок трубы должна быть равна 3 мм. Похожие элементы часто используется при монтаже окон или дверей. Так как будет необходимо сверлить отверстия в этих трубах, необходимо запомнить важное правило: при проведении работ сверло не должно повредить внутреннюю стенку элемента, оно должно только коснуться его и не более. Если говорить о выборе диаметра, то он должен быть подобран так, чтобы болт типа Мб мог как можно плотнее зайти в полученное отверстие.

Еще одно важное замечание. При составлении чертежа автожира своими руками нужно учесть один нюанс. При сборке аппарата мачта должна быть отклонена чуть-чуть назад. Угол наклона этой детали равен примерно 9 градусам. При составлении чертежа этот момент нужно учесть, чтобы потом не забыть. Основное предназначение этого действия в том, чтобы создать угол атаки лопастей автожира в 9 градусов даже тогда, когда он просто стоит на земле.

Сборка

Сборка рамы автожира своими руками продолжается тем, что необходимо закрепить осевую балку. Она крепится к килю поперек. Для надежного крепления одного элемента основания к другому необходимо использовать 4 болта Мб, а также добавить к ним законтренные гайки. Кроме этого крепления, нужно создать дополнительную жесткость конструкции. Для этого используют четыре раскоса, которые соединяют две детали. Раскосы должны быть выполнены из стального уголка. На концах осевой балки, как упоминалось ранее, необходимо закрепить колесные оси. Для этого можно использовать парные обоймы.

Следующим шагом в сборке автожира своими руками будет изготовление рамы и спинки сиденья. Для того чтобы собрать эту небольшую конструкцию, лучше всего также использовать дюралюминиевые трубы. Для сборки рамы отлично подходят детали от детских раскладушек или колясок. Для крепления каркаса сиденья спереди используются два дюралюминиевых уголка с размерами 25х25 мм, а сзади он крепится к мачте при помощи кронштейна, сделанного из стального уголка 30х30 мм.

Проверка автожира

После того как будет готова рама, собрано и прикреплено сиденье, готова ферма, установлены навигационные приборы и остальные важные элементы автожира, необходимо проверить, как работает готовая конструкция. Делать это необходимо до того, как будет установлен и разработан ротор. Важное замечание: проверять работоспособность летательного аппарата необходимо на той площадке, с которой планируются дальнейшие полеты.

Похожие статьи