К выходу из строя кабельных линий могут привести разные причины, от естественного износа изоляции и механического повреждения кабеля до ошибок в расчетах и неправильных действий обслуживающего персонала. В свою очередь, повреждение кабельных линий нередко приводит к аварийным ситуациям, возгораниям, пожарам и поражениям электрическим током. Чтобы не допустить подобных последствий, нужно регулярно замерять сопротивление изоляции кабелей. Решить эту задачу можно двумя способами:
- Предусмотреть штатным расписанием специально обученных людей с группой допуска, необходимой для осуществления технического обслуживания и ремонта кабельных линий связи и силовых кабелей.
- Поручить проведение таких работ профессионалам, заключив договор на техническое обслуживание кабельных линий.
Ремонт силовых кабельных линий
При повреждении силового кабеля подача по нему электроэнергии прекращается. В таком случае нужно:
- Определить и устранить причину повреждения кабеля, чтобы при подаче питания после выполнения ремонтных работ не вышел из строя уже отремонтированный участок.
- С помощью специальных приборов найти место повреждения кабеля.
- Выполнить ремонт кабельной линии. В зависимости от масштабов повреждений, он может быть локальным или требующим замены всего участка кабельной линии. Кабельщики выполняют необходимые механические работы с кабельной трассой (вскрывают/закрывают траншею, устанавливают муфты, режут/зачищают кабель и т.д.). При этом они активно взаимодействуют с работниками электролаборатории, которые указывают проблемный участок, выполняют текущий контроль и окончательную проверку перед подачей напряжения.
Монтаж и ремонт силовых кабельных линий 10/ 6/ 0,4 кВ должны проводить обученные специалисты, имеющие соответствующие допуски. Чтобы устранить повреждение, следует осуществить разделку кабеля на участке повреждения и установить соединительную кабельную муфту. Она используется для надежного соединения, оконцевания или ответвления силовых кабелей, а также для их подсоединения к воздушным ЛЭП и электротехническим устройствам.
В процессе разделки кабеля все его слои от внешней оболочки до фазной изоляции токоведущей жилы последовательно удаляются с некоторым сдвигом. Это выполняется для дальнейшего усиления или восстановления изоляции либо замены поврежденного участка вставкой. Установка муфты - сложная и ответственная работа, позволяющая восстановить свойства кабельной линии, утраченные вследствие повреждения. Выполняют такие операции электромонтажники-муфтеры, прошедшие специальное обучение и получившие разрешительные документы на осуществление подобных работ.
Ремонт кабелей связи
Прежде всего, нарушенные связи переключаются на работоспособные пары, а для выяснения области повреждения проводятся электрические измерения и тщательный осмотр. Просматривается трасса кабеля, вскрываются смотровые устройства, проверяются зоны разрытия, выясняется воздушное давление. Если проблемная область расположена в рамках смотрового устройства, после снятия муфты этот промежуток просушивается.
Если повреждены отдельные пары жил, открывается и просматривается изнутри плинт. Жилы припаиваются, заусенцы и наплывы припоя сглаживаются, жила или штифт изолируется, штифт регулируется и выполняются иные ремонтные операции. Плинт может быть просушен горячим воздухом или промыт кабельной массой. Вышедшие из строя клеммы требуют замены. По окончании ремонта осуществляется проверка действия связей.
Ремонт волоконно-оптической линии связи (ВОЛС)
Кабельные линии по назначению подразделяются на внутриплощадочные , местные , внутризоновые , магистральные , международные .
- внутриплощадочные - сети на терирритории одного объекта (завод, нефтебаза …), назначение - обеспечение технологической и производственной связью внутри объекта. Пример - имеется совокупность резервуаров для хранения жидких химикатов. В резервуарах есть датчики температуры, уровня и пр. Кабель, по которому передаются сигналы с датчиков в серверную для мониторинга и обработки будет входить в состав внутриплощадочных сетей.
- местные - кабельные линии между зданиями в городе (разные предприятия) или близлежащими населенными пунктами (поселки, села…), назначение - обеспечение связью на местном уровне, например, каналы телефонной связи для присоединения ведомственной АТС к городской АТС.
- внутризоновые - кабельные линии внутри одного края, области, назначение - обеспечение связью внутри данной зоны.
- магистральные - кабельные линии проходящие (соединяющие) более одного субъекта, назначение - обеспечение связью между субъектами.
- международные - кабельные линии проходящие через границу государств(а), назначение - обеспечение связью между странами (сеть Интернет).
Состав
Кабельные линии состоят из узлов связи , необслуживаемых регенерационных (усилительных) пунктов - НРП, НУП , кабельной трассы .
- узел связи - сооружение связи, в котором установлено оборудование систем передачи. Бывают обслуживаемые, полуобслуживаемые и необслуживаемые. В обслуживаемых узлах связи ведется круглосуточное дежурство, днем может присутствовать инженерно-технический персонал. В полуобслуживаемых узлах в рабочее время находиться персонал, в нерабочее время узел закрывается. Обслуживание оборудования связи в необслуживаемом узле связи осуществляется по графику или по мере необходимости. Физически выглядит как здание или блок-контейнер.
- необслуживаемые регенерационные (усилительные) пункты - пункты в которых осуществляется регенерация (цифровая система передачи) или усиление (аналоговая, либо цифровая система передачи) сигнала. Физически представляет зарытый в землю на небольшую глубину контейнер (например, бочку), в который помещен регенератор или усилитель. Зарытый контейнер, обычно имеет надстройку (деревянную, кирпичную, железную или железобетонную). Так же встречается расположение регенератора или усилителя в верхней части надстройки. В городской черте возможно расположение НРП/НУП в здании, на подземной станции метрополитена или распределительном шкафу.
Помимо регенерационной/усилительной аппаратуры, на НРП/НУП может располагаться аппаратура питания (внешнего, либо дистанционного), аккумуляторные батареи, устройства отопления, вентиляции и кондиционирования, устройства освещения, устройства телеконтроля (контроль давления воздуха в кабеле и в баллоне, контроль закрытия дверей и крышек, контроль наличия воды в камере, контроль температуры, контроль влажности, контроль питания), аппаратура содержания кабеля под избыточным воздушным давлением, электрические компрессорные установки, баллоны со сжатым воздухом.
- кабельная трасса (трасса) - кабель проложенный в грунте (чаще всего вне населенного пункта), в канализации (чаще всего по территории крупного населенного пункта). Сюда же входят кабельные колодцы, приямки, сигнальные столбики и знаки, вводно-кабельные помещения и прочие линейные сооружения.
Если на кабельную линию смонтировать систему передачи, то получим сеть связи.
Ссылки
- Справочник пользователя телефонной сети (рус.)
- Руководство по составлению проектов производства работ (ППР) на строительство линейных сооружений магистральных и внутризоновых кабельных линий связи (рус.)
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Кабельные линии связи" в других словарях:
линии связи - линии связи: Линии передачи, физические цепи и линейно кабельные сооружения связи. [Федеральный закон «О связи», статья 2, пункт 7]. Источник: ГОСТ Р 53111 2008: Устойчивость функционирования сети связи общего пользования. Требования и методы… …
Линии связи - 1. Линии передачи, физические цепи и линейно кабельные сооружения связи Употребляется в документе: от 07.07.2003 № 126 ФЗ 2. Линии передачи, физические цепи и линейно кабельные сооружения связи Употребляется в документе: Приказ Министерства РФ по … Телекоммуникационный словарь
Линии электропередачи (ЛЭП) и воздушные линии связи и технических средств управления (ЛС) - 7.3.30. Линии электропередачи (ЛЭП) и воздушные линии связи и технических средств управления (ЛС) на незастроенных территориях распознаются по темным параллельным аэрофотоизображениям теней от опор*. Обычно на снимках хорошо видны и сами фермы,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Линии связи - 7) линии связи линии передачи, физические цепи и линейно кабельные сооружения связи;... Источник: Федеральный закон от 07.07.2003 N 126 ФЗ (ред. от 28.07.2012) О связи … Официальная терминология
ЛИНИИ СВЯЗИ - согласно Федеральному закону «О связи» от 07.07.2003 № 126 ФЗ, – линии передачи, физические цепи и линейно кабельные сооружения связи … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
Линии радиосвязи, образованные цепочкой приёмопередающих станций, позволяющих передавать информацию на расстояния, превышающие расстояние уверенной передачи одной пары приёмопередающих станций. Успешно дополняют кабельные линии связи в случаях их … Энциклопедия техники
диспетчерские линии связи - 3.3 диспетчерские линии связи: Линии связи (кабельные, беспроводные), предназначенные для осуществления обмена информацией между устройствами диспетчерского контроля и диспетчерским пультом. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СТО 70238424.29.240.20.011-2011: Силовые кабельные линии напряжением 110 - 500 кВ. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования - Терминология СТО 70238424.29.240.20.011 2011: Силовые кабельные линии напряжением 110 500 кВ. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования: 3.1.1 длительно допустимая токовая нагрузка кабельной линии: Максимальная… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Коаксиальные трансформаторы (трансформирующие линии, последовательные кабельные трансформаторы, трансформаторы полных сопротивлений) отрезки коаксиальных линий с характерными свойствами, предназначенные для согласования сопротивлений в СВЧ… … Википедия
Техническое обслуживание и ремонт воздушных и кабельных линий
Обслуживание воздушных линий. Периодические осмотры ВЛ выше 1000 В электромонтеры проводят не реже одного раза в 6 мес, а инженерно-технические работники - не реже одного раза в год. При этом могут быть обнаружены следующие неисправности: набросы проволок на провода, обрывы или перегорания отдельных жил, нарушение регулировки проводов и изменение их стрел провеса; повреждения и загрязненность изоляторов; перекрытия и отклонения поддерживающих гирлянд изоляторов; неудовлетворительное крепление разрядников, загрязнение, повреждение лаковой поверхности и отсутствие указателей срабатывания; трещины и оседания фундаментов и опор; повреждения и ослабления оттяжек опор, а также загнивание, обгорание и расщепление их деталей; нарушения в охранной зоне ВЛ (складирование материалов, проезд негабаритных механизмов, наличие деревьев на краю просек).
При осмотрах воздушных линий выше 1000 В проверяют: состояние опор, на металлических опорах - наличие всех креплений; целость бандажей и заземляющих спусков на деревянных опорах; состояние разрядников, аппаратуры и кабельных муфт; наличие и состояние предостерегающих плакатов, развешиваемых на опорах.
Трасса воздушной линии должна быть чистой, т. е. ей не должны угрожать при падении деревья, строения или другие посторонние предметы. Необходим постоянный контроль за охранной зоной, чтобы в ней без согласования не проводились строительные работы. Все выявленные дефекты отмечают в листке обхода (донесении), а дефекты, которые могут вызвать аварию, срочно устраняют.
Внеочередные осмотры ВЛ проводят при появлении гололеда, во время ледохода и разлива рек, при лесных и степных пожарах и в других экстремальных ситуациях, после автоматического отключения ВЛ даже при ее успешном повторном включении, а верховые осмотры с выборочной проверкой состояния проводов и тросов в зажимах и дистанционных распорках - по графикам, но не реже одного раза в 6 лет.
Эксплуатация ВЛ напряжением до 1000 В заключается в периодических осмотрах, проверках и измерениях отдельных элементов линии. Эти работы выполняют в следующие сроки: осмотры электромонтером - один раз в месяц; проверка наличия трещин на железобетонных опорах и выборочное вскрытие грунта в зоне переменной влажности - один раз в 6 лет, начиная с четвертого года эксплуатации; определение степени загнивания деталей деревянных опор - один раз в 3 года; измерение стрел провеса и габаритных расстояний ВЛ - во всех случаях, когда возникают сомнения при осмотрах; измерение сопротивления заземления - один раз в первый год эксплуатации и один раз в 3 года в дальнейшем; проверка и перетяжка всех креплений - ежегодно в первые 2 года эксплуатации и по мере надобности в дальнейшем.
Внеочередные осмотры ВЛ проводят при наступлении гололеда, тумана, ледохода и разлива рек, после каждого автоматического отключения, а ночные осмотры без отключения напряжения - не реже одного раза в год с целью выявления перегревающихся токопроводящих частей, возможного искрения в местах слабых контактов.
На линиях уличного освещения и общего пользования ежегодно в период максимальных нагрузок измеряют напряжения в начале и конце линии, а также на основных ответвлениях к потребителям. Ток по фазам измеряют 2 раза в год, а также после каждого изменения схемы для определения асимметрии нагрузок.
При обнаружении на проводе обрыва нескольких проволок (общим сечением до 17% сечения провода) это место перекрывают ремонтной муфтой или бандажом. Такую муфту на сталеалюминиевом проводе устанавливают при обрыве до 34% алюминиевых проволок. Если оборвано большее количество жил, провод разрезают и соединяют с помощью соединительного зажима. Стрелы провеса проводов не должны отличаться от проектных данных более чем на +5%.
Поврежденные изоляторы обнаруживают как при осмотрах, так и при ревизиях и контроле электрической прочности подвесных изоляторов, проводимом один раз в 6 лет. Изолятор считается дефектным, если его напряжение меньше 50% напряжения исправного.
Изоляторы могут иметь пробои, ожоги глазури, оплавление металлических частей и даже разрушение фарфора, что является следствием их пробоя электрической дугой, а также ухудшения электрических характеристик в результате старения при эксплуатации. Часто пробои изоляторов могут быть из-за сильного загрязнения их поверхности и при напряжениях, превышающих рабочее.
Контроль загнивания деталей деревянных опор осуществляют не реже одного раза в 3 года и перед каждым подъемом на опору. Степень загнивания измеряют специальным щупом на глубине 0,3-0,5 м от уровня земли. Опора считается непригодной для дальнейшей эксплуатации, если глубина ее загнивания по радиусу более 3 см при диаметре 25 см и более.
Перед началом грозового сезона проверяют размеры внутренних и внешних искровых промежутков между электродами разрядников, длина которых зависит от конструкции последних.. Разрядник должен быть установлен с углом наклона к горизонтали 10-15°, а его открытый конец обращен вниз, в противоположную сторону от опоры.
Металлические опоры и металлические детали железобетонных и деревянных опор необходимо периодически покрывать устойчивыми против атмосферных воздействий красителями, а подножники - битумом.
Ремонт воздушных линий. В объем текущего ремонта ВЛ входят работы, выполняемые при осмотрах, техническом обслуживании и верховых осмотрах. При ремонте проверяют состояние резьбовых контактных зажимов и их подтяжку, выправляют промежуточные опоры, заменяют отдельные опоры и их детали, проверяют и регулируют стрелы провеса и габариты линии, осуществляют перетяжку проводов, замену отдельных изоляторов и приставок опор, подтягивают, очищают, заменяют и окрашивают бандажи, проверяют трубчатые разрядники и измеряют сопротивление заземления.
В объем капитального ремонта ВЛ входят все работы текущего, а также верховые осмотры с выемкой проводов из зажимов, проверкой и заменой дефектных проводов, изоляторов и линейной арматуры; полная перетяжка линии; измерение переходного сопротивления контактных соединений проводов, а также их ремонт, выправка положения или замена опор; проверка наличия трещин в железобетонных приставках; контроль состояния заземления опор; послеремонтные испытания.
Кабельные линии. Эксплуатационный персонал должен постоянно следить за техническим состоянием кабелей и трасс кабельных линий. Надежность кабельных линий при эксплуатации обеспечивается выполнением мероприятий, в которые входят контроль за температурой нагрева кабеля, осмотры, ремонты, профилактические испытания.
Для продолжительности срока службы кабельной линии необходимо следить за температурой жил кабеля, так как перегрев изоляции ускоряет его старение. Максимально допустимая температура токопроводящих жил кабеля определяется его конструкцией. Так, для кабелей напряжением 10 кВ с бумажной изоляцией и вязкой нестекающей пропиткой допускается температура не более 60° С; для кабелей 0,66-6 кВ с резиновой изоляцией и вязкой нестекающей пропиткой - 65° С; для кабелей до 6 кВ с пластмассовой (из полиэтилена, самозатухающего полиэтилена и поливинилхлоридного пластиката) изоляцией - 70° С; для кабелей 6 кВ с бумажной изоляцией и обедненной пропиткой - 75° С, а с пластмассовой (из самозатухающего полиэтилена) или бумажной изоляцией и вязкой или обедненной пропиткой - 80° С.
Длительно допустимые токовые нагрузки на кабели с изоляцией из пропитанной бумаги, резины и пластмассы выбирают по действующим ГОСТам. Кабельные линии напряжением 6-10 кВ, несущие нагрузки меньше номинальных, могут быть кратковременно перегруженными на значение, которое зависит от вида прокладки. Так, например, кабель, проложенный в земле и имеющий коэффициент предварительной нагрузки 0,6, может быть перегружен на 35% в течение получаса, на 30% - 1 ч и на 15%-3 ч, а при коэффициенте предварительной нагрузки 0,8 - на 20% в течение получаса, на 15% - 1 ч и на 10%-3 ч. Для кабельных линий, находящихся в эксплуатации более 15 лет, перегрузка снижается на 10%.
Осмотры кабельных линий до 35 кВ проводят в следующие сроки: трассы кабелей, проложенных в земле, по эстакадам, в туннелях, блоках, каналах, галереях и по стенам зданий - не реже одного раза в 3 мес; концевые муфты на линиях до 1000 В - один раз в год, а выше 1000 В - один раз в 6 мес (кабельные муфты, расположенные в ТП, РУ и подстанциях, осматривают одновременно с другим оборудованием); кабельные колодцы - 2 раза в год; коллекторы, шахты и каналы на подстанциях с постоянным оперативным обслуживанием - не реже одного раза в месяц. Внеочередные обходы осуществляют в периоды паводков и после ливней.
При осмотре кабелей внутри помещений, в туннелях, шахтах, кабельных полуэтажах проверяют: исправность освещения, вентиляции, сигнализации о появлении дыма; наличие средств пожаротушения; состояние несгораемых перегородок и дверей между отсеками и помещениями; температуру воздуха и металлических оболочек кабелей; состояние опорных конструкций, соединительных и концевых муфт, металлических оболочек и антикоррозионных покровов брони; наличие маркировки; отсутствие горючих предметов и материалов.
Большую опасность для целости кабелей представляют земляные работы, выполняемые на трассах или вблизи них. Поэтому необходимо обеспечить постоянный надзор за кабелями на все время работы.
Рис. 65. Схема определения места повреждения кабеля индукционным методом:
1 - генератор звуковой частоты, 2 - место повреждения, 3 - приемная рамка, 4 - усилитель, 5 - телефон, 6 - электромагнитные колебания вдоль кабельной трассы
Места производства земляных работ по степени опасности повреждения кабелей делятся на две зоны: первая - участок земли, расположенный на трассе кабеля или на расстоянии до 1 м от крайнего кабеля напряжением выше 1000 В; вторая - участок земли, расположенный от крайнего кабеля на расстоянии свыше 1 м.
При работе в первой зоне запрещается: применять экскаваторы и другие землеройные машины; использовать ударные механизмы (клин-бабы, шар-бабы и др.) на расстоянии ближе 5 м; применять механизмы для раскопки грунта (отбойные молотки, электромолотки) на глубину выше 0,4 м при нормальной глубине заложения кабеля (0,7-1 м); выполнять земляные работы в зимнее время без предварительного отогрева грунта; осуществлять работы без надзора представителем организации, эксплуатирующей кабельную линию.
Чтобы своевременно выявить дефекты изоляции кабеля, соединительных и концевых муфт и предупредить внезапный выход его из строя или разрушение токами коротких замыканий, проводят профилактические испытания кабельных линий повышенным напряжением постоянного тока.
При повреждении кабеля прежде всего определяют с помощью мегаомметра 2500 В характер неисправности. Измеряют сопротивление изоляции токопроводящих жил кабеля относительно земли и между собой каждой пары жил и проверяют на отсутствие их обрыва. Зону повреждения обнаруживают несколькими методами, но чаще всего индукционным (для определения мест замыкания между жилами кабеля). По двум замкнутым между собой жилам кабеля (рис. 65) пропускают ток 10-20 А звуковой частоты (800- 1000 Гц) от специального генератора 1. При этом вокруг кабеля до места замыкания возникают электромагнитные колебания, распространяющиеся и над поверхностью земли. Эти колебания улавливают прибором с приемной рамкой 3, усилителем 4 и телефоном 5. Оператор, проходя с этим прибором по трассе, прослушивает звуки наведенных электромагнитных волн. Звук при приближении к месту повреждения сначала усиливается, а затем прекращается на расстоянии от него около 1 м.
Особое внимание уделяют кабелям, проложенным в районах прохождения электрифицированного транспорта. В такой кабельной линии следует измерять не менее 2 раз в течение первого года эксплуатации уровни потенциалов и блуждающих токов. Если уровень приблизился к опасной черте, принимают меры, устраняющие это явление.
Каждая линия должна иметь свой единый диспетчерский номер или наименование для удобства оперативных переключений. Открыто проложенные кабели и все кабельные муфты снабжают бирками с обозначениями марки, сечения, номера или наименования линии. На бирках соединительных муфт указывают номер муфты и дату монтажа.
Ремонт кабелей. Для ремонта кабелей сначала определяют места их повреждения и земляных работ по раскопке котлована, затем раскапывают кабель, разрезают его в месте повреждения и проверяют на отсутствие влаги в бумажной изоляции. При ее обнаружении вырезают участок кабеля в обе стороны от разреза и снова проверяют влажность изоляции, после чего выбирают кусок кабеля, равный вырезанному, и ставят двесоединительные муфты. При отсутствии влаги в изоляции на месте разреза кабеля устанавливают одну соединительную муфту. При выходе из строя ранее смонтированной муфты ее вскрывают и устанавливают новую.линии ) защищают стационарными или...
Обслуживание и ремонт электрических двигателей (ремонт синхронного двигателя)
Дипломная работа >> Физика... Ремонт синхронных двигателей Глава 4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 4.1. Объем работ по техническому обслуживанию и ремонту ... автоматические линии и... ненасыщенная, имеющая гладкий воздушный зазор. На статоре... обмоток и кабельные воронки...
Совершенствование организации и технологии технического обслуживания и текущего ремонта грузовых автомобилей
Дипломная работа >> ТранспортБазы для технического обслуживания и ремонта техники Техническое обслуживание и ремонт техники на предприятии... В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей... допускается прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередачи (в том числе...
Проектирование пожарного депо с детальной проработкой постов технического обслуживания
Курсовая работа >> Транспорт... технического обслуживания и ремонта (специализированные или универсальные посты, тупиковые посты или поточные линии ... вентиляции и нормализации воздушной среды; - немеханизированный... кабельных линий , а также для определения мест повреждений в кабельных линиях ...
Втехническое обслуживание кабельных линий (КЛ) входят ревизии, осмотры и ремонты оборудования, а также осмотры вспомогательных сооружений. Осмотры (обходы) бывают плановыми и внеочередными (или специальными). Внеочередные осмотры производятся при появлении условий, которые могут вызвать повреждения линий, а также после их автоматических отключений, даже если их работа не нарушена. Техническое обслуживание и ремонт осуществляются на основе перспективных, годовых и месячных планов работ. Во время ревизий и осмотров проводят профилактические измерения и устраняют мелкие повреждения и неисправности.
К работам по техническому обслуживанию относятся:
Плановые и внеочередные обходы и осмотры КЛ (периодичность осмотров приведена
в табл. 4.1);
Установка, замена и осмотр концевых воронок и соединительных муфт КЛ;
Измерение сопротивления соединений проводов - болтовых, плашечных и болтовых переходных, а также мест соединения жил кабелей;
проверка колодцев КЛ;
Работы и измерения, связанные с проверкой конструктивных элементов КЛ при приемке их в эксплуатацию;
Надзор за работами, проводимыми вблизи линий электропередачи сторонними организациями;
контроль за знаками, обозначающими трассу КЛ;
Контроль состояния и замена нумерации и предупредительных плакатов;
Контроль за температурным режимом оболочек кабелей.
Таблица 4.1
Кабельные линии, особенно проложенные в земле, необходимо защищать от коррозии. Хотя кабели имеют защитные антикоррозионные покрытия, эти покрытия с течением времени разрушаются, что может привести к аварии. Особенно большие разрушения оболочек кабелей возникают в почвах с низким электрическим сопротивлением и в местах, где функционирует электрифицированный транспорт на постоянном токе. Для защиты металлических оболочек кабелей применяют катодную поляризацию, электрический дренаж и протекторную защиту.
При различных видах повреждений, а также при повреждениях, связанных с проведением профилактических испытаний повышенным напряжением, необходимо быстро ремонтировать кабельные линии во избежание нарушения нормальной схемы электроснабжения. Чаще всего происходят механические повреждения кабельных линий при производстве различных земляных работ из-за невыполнения требований правил охраны электрических сетей. Часто причиной выхода из строя кабельной линии является пробой соединительных и концевых муфт из-за их некачественного монтажа.
Изоляцию кабельных линий испытывают с помощью специальных высоковольтных выпрямительных установок. Минус от источника постоянного тока подается на жилу кабеля, плюс - на землю. Состояние кабеля определяют по току утечки. При удовлетворительном состоянии кабеля ток утечки при подъеме напряжения за счет зарядки его емкости резко возрастает, затем быстро снижается до 10..20% от максимального. Результаты испытания кабеля считаются удовлетворительными, если не наблюдалось скользящих разрядов, толчков тока утечки или нарастания его установившегося значения, а сопротивление изоляции, измеренное мегаомметром после испытания, оставалось неизменным. При наличии дефектов в кабеле пробой изоляции в большинстве случаев происходит в течение первой минуты после подачи испытательного напряжения.
При пробое изоляции с жилы на металлическую оболочку (однофазное повреждение) кабели ремонтируют без их разрезания при условии, что изоляция не увлажнена сверх нормы. При повреждении жил кабеля этот участок вырезают, вставляют новый отрезок и монтируют две муфты.
Основной причиной повреждений кабельных муфт являются неисправности монтажа: дефекты пайки горловины муфты или некачественная пайка заливочных отверстий, в результате чего герметичность муфты нарушается; слишком крутой изгиб жил кабеля, из-за чего происходит разрыв бумажной изоляции и муфта теряет электрическую прочность; неправильное или недостаточное заполнение муфты заливочной массой; некачественная припайка соединительных гильз или проводника заземления, повреждения поясной изоляции у ее обреза и т.д.
При повреждении кабельной линии важно быстро и точно определить место неисправности. В этом случае часто удается ограничиться короткой вставкой кабеля, так как влага из грунта не успевает всосаться в его оболочку на значительную длину, и не нужно выполнять большой объем работ по вскрытию траншей, поскольку известно точное место повреждения.
При аварии сначала определяют характер повреждения. В кабельных линиях возможны следующие повреждения:
Пробой или нарушение изоляции, вызывающие замыкание одной жилы на землю;
Замыкание двух или трех жил на землю;
Замыкание двух или трех жил между собой в одном месте;
Замыкание двух или трех жил между собой в разных местах;
Обрыв одной, двух или трех жил без заземления;
Обрыв одной, двух или трех жил с заземлением оборванных;
Обрыв одной, двух или трех жил с заземлением необорванных;
Заплывающий пробой изоляции.
Перед началом работ по выявлению характера повреждения кабельную линию отключают с обеих сторон, проверяют на отсутствие напряжения и выполняют ее разрядку наложением заземления на каждую фазу. Большинство повреждений определяют измерением сопротивления изоляции каждой токоведущей жилы кабельной линии по отношению к земле и между каждой парой токопроводящих жил.
Для определения места повреждения кабельной линии сначала весьма приблизительно выделяется зона повреждения, а затем в ней уточняется место для вскрытия линии. Для обнаружения зоны повреждения используют относительные методы, а точное место повреждения определяют абсолютными методами. К относительным методам относятся методы: импульсный, колебательного разряда, петли и емкостной. К абсолютным - индукционный и акустический.
Импульсный метод основан на посылке в поврежденную линию зондирующего электрического сигнала и измерении интервала времени между моментами его подачи в линию и возвратом отраженного импульса. Импульс отражается от места обрыва линии и по времени возврата импульса можно судить об удаленности места аварии от места приложения сигнала.
Метод колебательного разряда основан на измерении периода (или полупериода) собственных электрических колебаний в кабеле, возникающих в момент пробоя поврежденного кабеля при приложении к нему испытательного напряжения. Период колебаний пропорционален расстоянию до места повреждения.
Метод петли основан на измерениях сопротивлений жил кабеля с двух сторон с помощью моста постоянного тока. Разница в показаниях позволяет определить место повреждения.
Емкостной метод основан на измерении емкости частей оборванной жилы (между каждой частью жилы и оболочкой) с помощью моста переменного тока на частоте 1 кГц.
Индукционный метод основан на улавливании магнитного поля над кабелем, по которому пропускается ток звуковой частоты (800... 1000 Гц). Передвигая вдоль кабеля приемную рамку со стальным сердечником, в цепь которой через усилитель включены наушники, электромонтер находит место повреждения по максимальному уровню звукового сигнала.
Акустический метод основан на прослушивании с поверхности земли звуковых колебаний, вызываемых искровым разрядом в месте повреждения.
В настоящее время существует множество приборов и устройств для обнаружения повреждений кабельной линии, основанных на реализации одного или нескольких указанных методов.
Текущее обслуживание. Для обеспечения нормальной и бесперебойной работы электрических и подземных оптических, в том числе в трубопроводах, кабельных линий и сетей связи на дистанциях сигнализации и связи организуют бригады кабельщиков, кабельные околотки и цехи в зависимости от оснащенности и наличия кабельного хозяйства на дистанции в составе, соответствующем утвержденным техническим нормам.
Работники кабельного цеха наблюдают за техническим состоянием кабельных линий и сетей; ремонтируют кабели, оконечные и промежуточные устройства, подземные колодцы, коробки и каналы кабельной канализации; подготавливают кабельное хозяйство к зиме, а также устраняют повреждения в кабелях. При проведении плановых и контрольных электрических измерений всех видов кабеля на дистанциях, имеющих большие кабельные сети, назначают электромеханика или старшего электромеханика, а там, где имеются контрольно-измерительные пункты (КИП), эти измерения выполняют работники измерительной группы КИПа.
Плановые измерения дают возможность выявить состояние кабелей и являются основным материалом для составления плана ремонтных работ.
Для поддержания кабеля в исправном состоянии проводят профилактические мероприятия, текущий и капитальный ремонты.
Профилактические мероприятия . Профилактика проводится в течение всего года. В нее входят: регулярный осмотр кабельных трасс, всех кабельных устройств и устранение обнаруженных дефектов; отвод поверхностных вод, заливающих участок трассы; выправление и укрепление покосившихся контрольных точек и замерных столбиков; выравнивание рельефа кабельной трассы путем подсыпки и утрамбовки грунта в местах его осадки; внешний осмотр противокоррозионных установок; осмотр кабельных ящиков, шкафов и будок; регулировка искровых промежутков на цоколях разрядников и каскадной защиты.
Во время проверки кабелей в кабельных колодцах обращают внимание на места выхода кабеля из канала и поворот его в сторону. Кабель в этих местах должен находиться в свободном состоянии без натяжения. Далее проверяют, на всех ли местах под кабелем имеются свинцовые подкладки на консолях, недостающие подкладки устанавливают.
В распределительных шкафах, кабельных киосках и ящиках проверяют крепление боксов, плинтов и кабелей, подходящих к боксам. Особое внимание обращают на состояние кроссировочных проводов и их крепление. Тщательно проверяют пайку жил кабеля к штифтам бокса. При окислении и позеленении пайки эти жилы немедленно перепаивают.
Текущий ремонт. Выполнение работ, не требующих значительных затрат рабочей силы и материалов, входит в текущий ремонт. В состав этого вида работ входят углубление и планировка трассы кабеля; окраска замерных столбиков, контрольных точек, каркасов боксов, кабельных шкафов и ящиков, согласовывающих и защитных устройств; замена, поднятие или опускание люков на кабельных колодцах; восстановление поврежденной штукатурки в колодце; очищение колодцев от мусора; окрашивание кронштейнов, консолей, люков, внутренних поверхностей крышек.
При текущем ремонте перекладывают кабель в колодцах и тоннелях; устраняют омическую асимметрию отдельных пар; заменяют пришедшие в неудовлетворительное состояние свинцовые муфты и перчатки кабеля; углубляют кабели на берегах рек и оврагов; укрепляют грунт на спусках оврагов, расчищают кустарники в охранной зоне трассы кабеля; проверяют состояние кабельных переходов на мостах и плотинах и устраняют обнаруженные мелкие недостатки; перемонтируют муфты; вставляют небольшие куски кабеля, восстанавливают перепайку между свинцовыми оболочками кабеля.
Текущий ремонт кабельных сооружений осуществляют в течение всего года, причем наружные работы выполняют преимущественно летом, а работы внутри помещений - зимой.
Капитальный ремонт. Такой ремонт выполняют по заранее составленным проектам и сметам. В сметы включают замену отдельных участков магистральных кабелей с пониженным сопротивлением изоляции жил и не поддающихся восстановлению. Работы по капитальному ремонту подготавливают заблаговременно. В план капитального ремонта включают ремонтные работы сетей местной связи по станциям, замену кабелей с пониженной изоляцией; вставляют отдельные куски кабеля и заменяют воздушные линии телефонной связи кабелем.
На дистанциях, имеющих телефонную канализацию, переустраивают пришедшие в ветхость кабельные колодцы, восстанавливают поврежденные каналы и дополнительно укладывают каналы из асбестоцементных труб.
Планом капитального ремонта предусматривают углубление кабельной траншеи на отдельных участках, устанавливают кабель под воздушное давление, проводят работы по защите от электрической и почвенной коррозии с включением дренажей, заменяют замерные столбики, ремонтируют или заменяют неисправные боксы, гидро-изолируют колодцы и т. д.
Ремонтные работы выполняют, как правило, поточным способом. Для отдельных видов работ колонну разбивают на группы (бригады), специализированные по видам работ. По окончании ремонтных работ отремонтированный участок кабельной линии принимает специально назначаемая комиссия.
Эксплуатация кабельных линий и сетей в зимних условиях. Для обеспечения безаварийной работы кабельных линий и сетей в зимних условиях до наступления холодов проводят ряд профилактических мероприятий и подготовительных работ.
В первую очередь осматривают кабельные линии, сети и кабельные вставки, выявляют наиболее слабые и уязвимые места и устраняют обнаруженные дефекты. Для установления состояния действующего кабеля проводят электрические измерения кабельных цепей. Тщательно проверяют состояние оконечных кабельных устройств (оконечных муфт, боксов, кабельных ящиков, бутлегов и т.п.), плотность прилегания дверц кабельных ящиков, так как при наличии щелей зимой в кабельный ящик может попасть снег.
Осматривают кабельные опоры, подпоры и оттяжки. Если кабели местной телефонной связи проложены в кабельной канализации, то перед наступлением холодов их осматривают особенно тщательно.
Обращают внимание на то, чтобы в каналах и колодцах канализации не было воды, которая зимой, замерзнув, может сильно сдавить кабель, проложенный в каналах, и повредить его. После осмотра колодцев верхние крышки люков замазывают, чтобы предотвратить попадание в колодец воды и грязи во время осенних дождей.
К дополнительным работам по текущему обслуживанию кабельных линий и сетей в зимнее время следует отнести: очистку от снега люков кабельных колодцев, распределительных шкафов и другой кабельной арматуры, находящейся на открытом воздухе, более тщательное наблюдение за тем, чтобы в кабельной массе, которой защищены оконечные муфты, не появились трещины вследствие сильных колебаний температуры окружающего воздуха; сколку льда на подводных кабелях, если вследствие значительного понижения уровня воды кабель вмерз в лед у берегов.
На кабельных и воздушных линиях, имеющих вставки подводного кабеля, осматривают состояние этих вставок и выясняют, нет ли опасности повреждения подводного кабеля ледоходом.
У местных гидрометеорологических станций запрашивают время предполагаемого ледохода и прогноз паводка. Кабельные опоры, которые могут оказаться в зоне разлива, укрепляют. В тех местах, где проложен подводный кабель и есть опасность его повреждения, устраивают постоянные дежурства работников и специальных бригад, обеспеченных аварийным запасом материалов, лодками и т. д. На участках трассы, где могут произойти оползни и размыв почвы, также принимают меры по предупреждению возникновения повреждений - устраивают водоотводы и др.
Большое значение имеет проведение измерений кабельных цепей на всех кабельных линиях и сетях с наступлением весны, так как они позволяют своевременно обнаруживать места возможных повреждений на кабеле, которые возникли во время зимы, и тем самым предупредить повреждение кабеля.
Техническая эксплуатация ВОЛС. Особенностью технической эксплуатации ВОЛС на железнодорожном транспорте является решение вопросов организации технической эксплуатации в части :
Организации обслуживающего участка и обеспечение его всем необходимым (оборудованием, машинами и механизмами) для эффективной эксплуатации;
Организации и проведения совместно с другими службами дороги аварийно-восстановительных работ. Известно, что технология проведения аварийно-восстановительных работ должна быть разработана индивидуально для каждого участка эксплуатации (это связано с характером участка эксплуатации ВОЛС, электрифицированный участок железной дороги или нет, тяга постоянного или переменного тока);
Организации охраны труда в вопросах работы с оптическим волокном, с новыми химическими реактивами и т.п.
Основным руководящим документом, регламентирующим организацию и порядок технической эксплуатации первичных сетей взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, являются Правила технической эксплуатации первичных сетей взаимоувязанной сети связи Российской Федерации. Утвержденные и введенные в действие с 01.01.99.
Для организации правильной технической эксплуатации ВОЛС техническому персоналу необходимо в работе выполнять требования и указания, предписанные в них. Дополнительно для работников железнодорожного транспорта основные принципы организации технической эксплуатации ЛКС ВОЛС ЖТ отражены .
Правила обязательны для всех операторов, независимо от их ведомственной принадлежности, по мере внедрения новых технологий, поступления замечаний и предложений к Правилам.
Техническая эксплуатация первичной сети отдельного оператора представляет собой совокупность методов и алгоритмов технического обслуживания (ТО), которые обеспечивают организацию и поддержание в требуемых пределах установленных норм любого объекта технической эксплуатации (ОТЭ).
К объектам технической эксплуатации (ОТЭ) относятся технические средства электросвязи (ТСЭ), являющиеся составной частью соединения в трактах и каналах передачи и имеющие стык технической эксплуатации для обмена сигналами контроля и управления, а также дополнительное и специальное оборудование и средства, предназначенные для поддержания работоспособности ТСЭ и (или) выполнения специальных функций, например, аккумуляторные батареи, дизели, спецоборудование по защите информации и т.п.
Примерами ОТЭ могут быть: линейные тракты кабельных, радиорелейных, спутниковых и воздушных систем передачи,/сетевые тракты, каналы передачи, участки линий передачи и трактор мультиплексные и регенерационные секции для ЦСП СЦИ, аппаратура и оборудование сетевых узлов (станций), а также их отдельные элементы на первичных сетях ВСС России.
Техническая эксплуатация на первичных сетях отдельных операторов осуществляется:
Техническим сменным и несменным персоналом ЛАЦ;
Технической эксплуатации (ЦТЭ) для цифровых сетей, функционирующими на каждом иерархическом уровне системы технической эксплуатации (СТЭ) и организованными на основе технических служб операторов сетей;
Подразделениями системы оперативно-технического обслуживания (СОТО) для аналоговых и цифровых наложенных сетей, функционирующими на каждом иерархическом уровне СТЭ и организованными на основе технических служб операторов сетей.
Техническая эксплуатация производится при:
Вводе в эксплуатацию (паспортизация);
Поддержании в состоянии исправности в процессе эксплуатации (техническое обслуживание);
Восстановлении работоспособности (ремонтно-настроечные и ремонтно-восстановительные работы).
Процесс технической эксплуатации включает в себя:
Измерение рабочих характеристик;
Обнаружение отказов;
Сигнализацию об отказах и рабочих характеристиках;
Резервирование;
Восстановление работоспособности;
Профилактическое техническое обслуживание (ПТО), выполняемое через определенные временные интервалы или в соответствии с заранее установленными критериями и направленное на своевременное предупреждение возможности появления отказа или ухудшения функционирования ОТЭ;
Корректирующее техническое обслуживание (КТО), выполняемое после обнаружения состояния неработоспособности ОТЭ и направленное на его восстановление в состояние, когда параметры качества ОТЭ находятся в пределах установленных допусков;
Управляемое техническое обслуживание (УТО), выполняемое путем систематического применения методов анализа состояния ОТЭ с использованием средств контроля рабочих характеристик ОТЭ, средств управления качеством передачи и устранением неисправностей, и направленное на сведение к минимуму профилактического технического обслуживания и сокращение корректирующего технического обслуживания.
Используется сочетание этих методов ТО в зависимости от типа оборудования. Для современных ТСЭ основным является применение УТО. ПТО включает:
Периодический эксплуатационный контроль;
Плановые измерения рабочих характеристик и ремонтно-настроечные работы (РНР);
Плановую замену компонентов аппаратуры;
Текущее обслуживание оборудования и аппаратуры. КТО включает:
Эпизодический эксплуатационный контроль;
Ремонтно-восстановительные работы (РВР) и РНР;
Измерение рабочих характеристик. УТО включает:
Непрерывный эксплуатационный контроль;
Оперативно-технический контроль;
Операции управления и переключения на резерв.
Проведение аварийно-восстановительных работ на ВОЛС
К аварийно-восстановительным работам относятся работы, проводимые с целью оперативного восстановления работоспособности поврежденной кабельной линии.
В процессе строительства и эксплуатации ВОЛС так же, как и симметричные и коаксиальные линии связи, могут повреждаться. Основные причины повреждений для кабельных линий связи всех типов общие:
Механические при выполнении земляных работ;
Дефекты производства, строительства и эксплуатации; грызуны; атмосферное электричество;
Перемещение грунта (обвалы, пучения, вибрации и т.п.);
Стихийные бедствия (наводнения и др.);
Коррозия;
Умышленные повреждения и т.д.
К особенностям оптических линий связи следует отнести сильное влияние на повреждаемость таких факторов, как усталостное разрушение, коррозия ОВ.
Характерные повреждения ОК - нарушение целостности ОВ, шланговых покрытий кабеля, повреждение изоляции цепей ДП.
Продолжительность аварийно-восстановительных работ исчисляется с момента полного или частичного прекращения действия связи до восстановления способности поврежденной кабельной линии обеспечивать передачу всех задействованных на данное время линейных трактов.
Аварийно-восстановительные работы должны проводиться в контрольные, предусмотренные технологическими картами сроки с учетом погодных и других условий.
Технологические карты составляют дистанции сигнализации и связи (ШЧ) и утверждаются службой связи дороги. Карты должны разрабатываться с учетом конкретных условий и должны быть направлены на сокращение продолжительности простоев каналов связи и длительности устранения линейных повреждений.
Аварийно-восстановительные работы проводятся силами цехов линейно-кабельных сооружений и линейно-технических цехов (ЛТЦ). Непосредственное руководство работами осуществляет заместитель начальника или начальник ШЧ.
Общая координация проведения АВР осуществляется главным инженером ШЧ, а в необходимых случаях (при больших объемах и сложности восстановительных работ) начальником службы Ш или главным инженером с выездом на место в экстренных случаях.
В помощь подразделению, проводящему аварийно-восстановительные работы, должны привлекаться бригады соседних участков или ЛТЦ независимо от их принадлежности другим ШЧ или дорогам.
Аварийно-восстановительные работы организуются немедленно после получения соответствующей информации, должны проводится в объемах, обеспечивающих восстановление действия систем передачи в кратчайшие сроки, и вестись непрерывно.
Для оперативного восстановления действия связей должны быть оснащены в необходимом количестве аварийным запасом кабелей, временных кабельных вставок, устройствами однокабельной работы, инструментом, измерительными приборами, инвентарем, механизмами и транспортом. Указанный аварийный запас должен храниться в специально отведенных закрытых помещениях, аварийных прицепах или автомобилях.
Состав аварийного запаса утверждается главным инженером дистанции сигнализации и связи. Номенклатура и количество материалов, изделий и устройств, входящих в аварийный комплект, должны определяться в зависимости от конкретных условий трассы, расположения ЦЛКС и ЛТЦ, условий производства работ и др.
Пополнение аварийного запаса должно осуществляться немедленно по мере его расходования.
Проверки полноты и исправности аварийного комплекта должны проводиться начальниками участков ежеквартально и после каждого случая проведения аварийно-восстановительных работ, о чем должна делаться запись в специальном журнале.
Условия хранения и состояние аварийного запаса должны обеспечивать возможность его оперативного использования в любое время.
Перевозки приборов на необорудованных автомашинах должны осуществляться в специальных упаковочных ящиках, гарантирующих сохранность средств измерений.
При необходимости предприятия должны оснащаться монтажно-измерительными машинами, передвижными мобильными радиорелейными станциями, специальными плавсредствами, транспортом и т.д.
Планы ежегодной технической учебы персонала линейно-кабельных участков и производственных лабораторий должны в полном объеме предусматривать изучение вопросов, необходимых для успешною проведения аварийно-восстановительных работ, включая проведение практических тренировок с выездом на трассу.
При необходимости должны заключаться соответствующие договоры с управлениями и отрядами гражданской авиации о выделении вертолетом для доставки аварийных бригад к месту аварии.
Для быстрейшего сбора восстановительной бригады на каждом участке разрабатывается соответствующая схема оповещения. Порядок сбора бригады согласно оповещению утверждается начальником участка.
Последовательность выполнения аварийно-восстановительных работ, обеспечивающая оперативное действие связи, в каждом конкретном случае определяется руководителем восстановительных работ.
О намечаемых планах ликвидации аварии, ходе работ по устранению аварии и возникающих трудностях заместитель ШЧ, начальника участка общин немедленно докладывать руководству, которое обязано сообщить о принятых мерах вышестоящей организации.
При устранении аварии на линейно-кабельных сооружениях обязательным является наличие постоянной служебной связи на всех уровнях управления.
В целях сокращения времени простоя каналов связи при аварийно-восстановительных работах, применять временные активные и пассивные вставки и устройства однокабельной работы. Решение об использовании указанных способов принимается руководителем восстановительных работ.
Переход на постоянный вариант работы линейно-кабельных сооружений осуществляется только после проведения полного комплекса подготовительных работ, гарантирующих надежную работу кабельной линии. После монтажа постоянной вставки, перед переключением связей должны быть проведены все необходимые контрольные измерения электрических и оптических параметров кабеля.
Возвращение восстановительных бригад с линии разрешается только после получения подтверждения о нормальной работе систем связи.
Аварийно-восстановительные работы на линейно-кабельных сооружениях должны проводиться в соответствии с действующими правилами и требованиями системы оперативного управления сетью.
Вес аварии на линейно-кабельных сооружениях магистральных, дорожных и местных сетей связи ОАО «РЖД» подлежат расследованию с составлением соответствующих актов.
Расследование аварий производится комиссиями, состав которых определяется начальником службы НИС дороги. Во всех случаях в состав комиссий включаются руководитель или главный инженер предприятия, на сооружениях которого произошла авария.
Расследование особо крупных аварий на магистральных кабельных линиях производится комиссиями, назначенными начальником дороги. При необходимости в состав комиссий включаются представители научно-исследовательских и проектных институтов, а также заводов-изготовителей кабельной продукции.
При авариях на кабельных линиях, вызванных работами сторонних организаций, производится расследование с составлением двустороннего акта о причинах аварии.
В процессе расследования необходимо:
Выявить причину и виновных в возникновении аварии;
Выяснить, обстоятельства, способствующие аварии;
Рассмотреть и оценить: организацию работ заместителя ШЧ по связи, ЛКЦ по ликвидации аварии и подготовленность ремонтно-восстановительных бригад;
Умение и оперативность действий технического персонала, участвовавшего в ликвидации аварии;
Точность определения участка и места аварии;
Эффективность и достаточность применяемых средств механизации и транспорта;
Эффективность применяемых методов предупреждения аварий;
Определить меры, исключающие возникновение подобных аварий в дальнейшем.
Материалы расследования аварий должны включать объяснения руководителей структурных подразделений и предприятий.
О каждой аварии на линейно-кабельных сооружениях должен быть составлен аварийный акт.
Аварийные акты составляются в трех экземплярах, из которых: один остается у главного инженера или начальника НИС, один у начальника участка, один в пятидневный срок после ликвидации аварии при необходимости или по запросу отправляется для подачи в государственную страховую организацию.
После устранения аварии или повреждения обязательным является внесение в кратчайший срок соответствующих изменений в паспорт (планшет) кабельной трассы.
Предприятия, управления и организации связи должны ежегодно проводить подробный анализ причин и хода устранения аварий, разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на улучшение качественных показателей технической эксплуатации линейно-кабельных сооружений, повышение их надежности и долговечности.
Похожие статьи