Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках. Лабораторная работа "Сборка электрической цепи и измерение сил тока в её различных участках" Лабораторная по физике сборка электрической цепи

Лабораторная работа 4

Тема:

«Сборка электрической

цепи и измерение силы

тока в её различных

участках»


Теория без практики – это рюкзак с учебниками по плаванию за спиной тонущего.

Час работы научит

больше, чем день

объяснения.


Цель работы:

убедиться на опыте, что сила тока в раз­личных последовательно соединённых участках цепи одинакова.

Приборы и материалы:

источник тока, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр,

соединительные провода.


Теоретическое обоснование

1. Тренировочные задания и вопросы

А).Сила тока – это ________________________________________

Б)Единицы силы тока: ____________________________________

В)Амперметр – это _______________________________________

Г)Амперметр включают в цепь ____________________________

Д)Обозначение амперметра в схеме ______________________

Примечание:

вспомните полярность включения амперметра!



Техника БЕЗОПАСНОСТИ


ХОД РАБОТЫ

1.Внимательно рассмотрите шкалу амперметра,

определите цену её деления и пределы измерения:


2.Соберите цепь по рисунку. Начертите схему.

Запишите

показания

амперметра


3.Соберите цепь по рисунку. Начертите схему.

Запишите

показания

амперметра


4.Соберите цепь по рисунку. Начертите схему.

Запишите

показания

амперметра


5. Оформите результаты в таблицу

опыта

опыта

Сила тока

Абсолютная погрешность отсчета

Относительная погрешность

Относительная погрешность

- половина цены деления измерительного прибора


6. Сравните показания амперметра и сделайте вывод.

Вывод: __________________________

_________________________________

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

Цель работы: убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова.

Это первая ваша лабораторная работа по электричеству. Вообще, лабораторные работы по электричеству не более опасны, чем замена батарейки в фонарике или электронной игрушке. Но навыки работы с электрическими цепями и электроприборами вам, вероятно, потребуется применять и в будущем, как на лабораторных работах в старших классах, так и в быту. Поэтому рекомендуем внимательно прислушаться к тому, что учитель рассказывает о технике безопасности. В жизни пригодится.

Итак, в этой лабораторной работе нам предстоит измерять силу тока в цепи. Мы помним из учебника, что сила тока равна отношению электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения.

Если применять аналогию с желобом, по которому течет вода, то силой тока можно назвать отношение объема воды проходящего через сечение желоба ко времени его прохождения. Если вода течет по желобу свободно, нигде не скапливаясь, то время прохождения одного итого же объема воды через сечение желоба одинаково в любом его месте. Точно так же обстоят дела с электрическим током. Сила тока в различных участках цепи, где все приборы соединены последовательно, одинакова. В чем нам предстоит убедиться на опыте.

Пример выполнения работы.





Григорьева Елена Алексеевна

02.01.2016

Тема урока

Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа № 4.

Цель

Ознакомление учащихся с прибором для измерения силы тока - амперметром; формирование навыков сборки электрической цепи; навыков определения цены деления, предела измерения амперметра, его правильного включения в цепь и использования для измерения силы тока.

Задачи

1) Выяснить, как можно измерить силу тока; 2) научиться правильно включать в электрическую цепь амперметр и измерять с помощью него силу тока; 3) выполнить лабораторную работу по сборке электрической цепи и измерению силы тока в ее различных участках.

Тип урока Комбинированный урок.

Форма урока

Традиционный урок с элементами исследования.

Методы обучения

Наглядный, практический, индуктивный, лабораторная работа, фронтальный опрос.

Форма организации учебной деятельности учащихся

Групповая, фронтальная.

Оборудование

Источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода; учебник, компьютер, проектор, демонстрационный амперметр.

Планируемые результаты

1) На уровне запоминания: называть элементы электрической цепи, амперметр; воспроизводить определения электрический ток, сила тока. 2) На уровне понимания: понимать способ подключения амперметра в электрическую цепь. 3) На уровне применения в типичных ситуациях: собирать электрическую цепь, пользоваться амперметром для определения силы тока в электрической цепи, чертить схемы электрических цепей; уметь выполнять эксперименты, анализировать и оценивать результаты эксперимента.

Этапы урока:

3 Повторение материала

4 Новый материал

1 Организационный момент: приветствие, проверка эмоционального настроя учащихся.

(2 мин)

Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок пройдет под девизом: "И на Марсе будут яблони цвести"! Мне хотелось бы, чтобы вы были внимательны, корректны и дружелюбны, так как вам нужно будет поработать в парах.

Слайд 1. Приветствие.

2 Домашнее задание. Параграф 38, упр. 25.

(3 мин)

Параграф 38, упр. 25.

Слайд 2. Домашнее задание.

3 Повторение материала

(5 мин)

Давайте повторим материал, который поможет нам с вами вспомнить то, что активизурует вашу мозговую деятельность.

Слайд 3. Сила тока. Контроль

Проверьте друг у друга, насколько успешно вы справились с работой и нарисуйте смайлик, соответствующий вашей оценке.

4 Новый материал

(10 мин)

Сегодня мы с вами познакомимся с электроизмерительным прибором, позволяющим измерить силу тока в электрической цепи - амперметром.

Слайд 4. Амперметры

Амперметр - это прибор для измерения силы тока в цепи. Его устройство и принцип действия похожи на гальванометр. Его работа основана на магнитном действии тока. Определим цену деления, предел измерения амперметров, изображенных на рисунках.

Слайд 5. Включение амперметра в цепь и его обозначение на схеме

Правила пользования амперметром. 1) Включается в цепь последовательно. 2) Включение производится с помощью двух клемм "+" и "-". 3) Клемму со знаком "+" подключают к "+" источника, "-" к "-". 4) Беречь прибор от ударов, тряски и пыли.

Слайд 6. Измерение силы тока

Собрем виртуальную электрическую цепь и измерим силу тока.

Слайд 7. Измерение силы тока

Выполним необходимые записи в виртуальной тетради.

5 Выполнение лабораторной работы № 4 "Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках".

(20 мин)

Теперь переходим непосредственно к выполнению лабораторной работы № 4 по описанию в учебнике стр. 224.

С
лайд 8. учебник_225

Слайд 9. учебник_226

Используемые источники

Учебник "Физика. 8 класс" Перышкин А. В. М."Дрофа" 2014.

Лабораторная работа № 3

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках

Цель работы : 1. Овладеть приемами сборки электрической цепи, составленной из после-довательно соединенных элементов. 2. убедиться на опыте, что сила тока в раз-личных последовательно соединённых участках цепи одинакова.

Приборы и материалы: источник тока, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода, металлический планшет.

    Сила тока - это…………………………………………………………………………………………

    Единицы силы тока: ……………………………………………………………………………

    Амперметр - это…………………………………………………………………………………………

    Амперметр включают в цепь………………………………………………………………..

    Обозначение амперметра в схеме………источника …………ключа…………лампочки…………

    Начертите схемы трех электрических цепей


Ход работы:

1. Рассмотрите источник электропитания и определите полярность его выходных гнезд.

2. Рассмотрите панель с выключателем и определите:
-гнезда для подключения проводов;

Какому положению подвижной пластины ключа соответству-ет его условное обозначение на схемах.

3. Рассмотрите панель с лампой и укажите на ней гнезда для подключения проводов.

4. Рассмотрите соединительный провод и определите:
-для чего задняя часть штекера имеет отверстие;

Для чего металлический стержень штекера имеет прорезь.

5. Рассмотрите амперметр и определите:

Какая из клемм прибора соединяется с положительным полюсом источника электропитания;

Какую максимальную силу тока можно им измерить

Какова цена деления его шкалы.

6. Нарисуйте в тетради схему электрической цепи, изображенной на рисунке 1. Соберите эту электрическую цепь. Сборку удобнее начинать от положительного по-люса источника питания. Замкните ключ. По отклонению стрелки амперметра и свечению лампочки убедитесь в том, что собранная цепь работает.

7. Запишите показания амперметра рядом с нарисованной схемой1.

8. Нарисуйте в тетради схему электрической цепи, изображенной на рисунке 2. Соберите эту электрическую цепь. Запишите показания амперметра рядом с нарисованной схемой 2.

9. Нарисуйте в тетради схему электрической цепи, изображенной на рисунке 3. Соберите эту электрическую цепь. Запишите показания амперметра рядом с нарисованной схемой 3.

10. Укажите, чем отличаются схемы друг от друга. Сравните значения силы тока, полученные в трех опытах, и сде-лайте вывод о величине силы тока в различных участках последовательной цепи.


Лабораторная работа №4

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи

Цель работы: измерить напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединённых сопротивлений, и сравнить его с напряжением на конце каждого сопротивления.

Приборы и материалы : проволочные резисторы r 1 и R 2 , вольтметр, ключ, соединительные провода, металлический планшет, источник тока (можно использовать батарейку 4,5 В)

Тренировочные задания и вопросы

1. Электрическое напряжение - это……………………………………………………………

2. Формула:……………………………………………………………………………………………..

3. Единица электрического напряжения:…………………………………………………………..

4. 1 кВ =………В; 1 мВ =………В; 0,5 кВ =………..В; 100 мВ =………В;

5. Как называется прибор, с помощью которого измеря-ется напряжение?.............................

6. Как включается вольтметр в цепь? …………………………………………………………………………….

7. Обозначение вольтметра в схеме: ……………………………….

8. Как обозначают в электрической схеме?

источник тока………………ключ………………лампочку ………………резистор …………………

Ход работы

1. Соберите электрическую цепь по схеме (рис 1). Подключите вольтметр параллельно сопротивлению R 1 (рис2) . Запишите показания вольтметра:U 1 =………..


2. Подключите вольтметр параллельно сопротивлению R 2 (рис3). Запишите показания вольтметра: U 2 =………..

3. Подключите вольтметр параллельно сопротивлению R 1 и R 2 (рис4) . Запишите показания вольтметра: U =…………..


4. Вычислите U 1 + U 2 = ……… и сравните эту величину с U . Сделайте вывод.

Вывод:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Дополнительно:

а) Измерьте напряжение на источнике тока при замкнутой цепи, сравните с U, сделайте вывод.

б) Измерьте напряжение на источнике тока при разомкнутой цепи, сравните с надписью на батарейке, сделайте вывод. (Это задание выполняется, если ученики работают с батарейкой)

Лабораторная работа №7

Измерение мощности и работы тока в электрической лампе

Цель работы . : изучение метода измерения мощности и работы тока в электрической лам-пе с помощью амперметра, вольтметра и секундомера

Оборудование: источник электропитания, лампа, переменный резистор, амперметр, вольтметр, ключ, часы с секундной стрелкой, соединительные прово-да, металлический планшет.

Тренировочные задания и вопросы

    Напишите формулу работы электрического тока:……………………………………

    В каких единицах измеряется работа тока?..........................................................................

    Выразите работу через единицы измерения физических величин, входящих в формулу:

1Дж= …………………………….

    Мощность электрического тока - это……………………………………………………..

    Формула мощности:………………………………………………………….

    Единицы измерения мощности……………………………………………..

    Запишите через Дж:

1 Вт с =……….. 1 гВт -ч =……………

1 Вт ч =………. 1 кВт ч =…………..

Ход работы


Номер опыта

10. Дополнительно.

1. Что обозначают знаки «+» и «-» возле клемм прибора?

Эти знаки обозначают полюса источника тока, к которым нужно подключать прибор.

2. Какую максимальную силу тока можно им измерять?

3. Какова цена деления его шкалы?

Какую наименьшую силу тока можно измерить этим прибором?

$C = 0.05 A$; $I_{min} = \frac{0.05}{2} = 0.025 A$.

2. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ней.

1. Соберите электрическую цепь согласно рисунку. Проверьте правильность сборки с учителем! Замкните цепь.

2. Начертите схему цепи и сплошной стрелкой укажите на ней направление тока в цепи, а пунктирной — направление дви-жения носителей заряда.

3. Измените на противоположное направление тока в цепи. Проверьте цепь с учителем! Напишите, как вы это сделали и повлияло ли изменение направления тока на силу тока и на свечение лампочки.

Поменяли местами провода на источнике тока и амперметре. Сила тока не изменилась.

4. Измерьте и занесите в таблицу значения силы тока проте-кающего между клеммой «+» источника тока и ключом (уча-сток 1); силы тока протекающего между ключом и лампочкой (участок 3); силы тока I4, протекающего между лампоч-кой и клеммой «-» источника тока (участок 4). Сделайте вы-воды о значении силы тока на различных участках цепи.

$I_1 = 0.5 A$;
$I_2 = 0.5 A$;
$I_3 = 0.5 A$;
$I_4 = 1.25 A$.

5. Начертите схемы цепей при измерениях силы токов $I_3$ и $I_4$.

Схема 2 и Схема 3

6. Замените в последней цепи лампочку сначала резистором на панельке, затем резистором на держателях. Измерьте и зане-сите в таблицу значения силы токов в них $I_4"$ и $I_4"$.

7. Сравните значения силы токов $I_4$, $I_3"$ и $I_4"$ и сделайте выводы.

$I_1 = I_2 = I_3$;
$I_3 < I_4$.

Включение амперметра в различных точках цепи не изменяет силы тока, а замена лампочки на резистор изменяет силу тока.

3. Ответы на контрольные вопросы/

1. Почему сила тока в различных участках цепи одинакова?

Потому что в разных участках цепи ток проходит за одинаковое время.

2. Отразится ли на свечении-лампочки исключение из цепи ам-перметра? Почему?

Нет, не отразится. Потому что амперметр имеет маленькое сопротивление и практически не потребляет электричества.

Похожие статьи