Мультиметр dt830b инструкция по применению. Как пользоваться мультиметром: инструкция по применению От чего работает мультиметр

Что такое мультиметр? Это прибор, с помощью которого можно без всякого труда определить величину напряжения и силу тока, сопротивление проводников, узнать параметры диодов и транзисторов, можно провести прозвонку проводов. То есть, аппарат на самом деле нужный даже в быту. Поэтому вопрос, как пользоваться мультиметром, звучит сегодня достаточно часто.

Классификация

В настоящее время все мультиметры (тестеры) делятся на два вида: стрелочный мультиметр, он же аналоговый, и цифровой. Стрелочным мультиметром электрики пользуются давно, но работать с мультиметром этого типа сложно.

  • Непросто разобраться в нескольких шкалах.
  • Необходимо удерживать сам прибор в определенном положении, чтобы стрелка по шкале не «гуляла».


Поэтому все больше мастеров свое предпочтение отдают цифровым, а не аналоговым мультиметрам. Поэтому рассмотрен будет именно он. Необходимо отметить, что современный рынок предлагает широкий модельный ряд мультиметров, в котором есть практически любые предложения. Но нужно заметить, что существует определенная пропорциональность, в которой соотношении цены и функциональности прибора прямая. То есть, чем дороже прибор, тем больше у него функций.

Производители предлагают дорогие модели, похожие на осциллографы. На бытовом уровне и для начинающих радиолюбителей и электриков подойдут более простые мультиметры для чайников. Все они имеют одну и ту же конструкцию, и внешний вид у них практически одинаковый.

В комплектацию таких тестеров входит сам аппарат и два щупа: красный и черный. Питание производится от батарейки Крона на 9 вольт (потребление энергии минимальное). Это и есть весь комплект.

Перед тем как перейти к основному вопросу статьи – как нужно пользоваться мультиметром любого типа: все тонкости – необходимо ознакомиться с его функциональными приспособлениями и научиться, ими управлять. В принципе, правила пользования достаточно просты.

Внешний вид

В середине прибора размещается переключатель. С его помощью выбирается режим работы мультиметра. По кругу вокруг переключателя нанесены отделы, которые и определяют режимы измерения параметров:

  • напряжение: постоянное и переменное;
  • ток: постоянный и переменный;
  • сопротивление;
  • параметры радиодеталей.

Есть три отверстия для щупов, кнопка или тумблер включения и отключения прибора, монитор, на котором высвечиваются результаты.

Перед тем как разбираться с вопросом, как пользоваться цифровым мультиметром, необходимо узнать все о надписях на его панели. Постоянное напряжение обозначается как (V-). Переменное – (V~). Постоянный ток: А-, переменный А~. Сопротивление: Ω. Есть три гнезда для щупов: V/Ω, com, mA. В некоторых мультиметрах гнезд четыре. Добавляется 20A max. Оно используется, если необходимо измерить ток силой больше 200 мА.

Уже по надписям можно осознать, что функции мультиметра обладают большим диапазоном.

Что такое мультиметр, определено, по надписям все понятно, теперь основной вопрос – как пользоваться мультиметром для чайников.

Замер постоянного напряжения

Измерение мультиметром постоянного напряжение требует установки красного щупа в гнездо V/Ω (он несет плюсовой потенциал), а черного в com (минусовой). Переключатель режимов устанавливается в позицию (V-). Лучше начинать измерение напряжения с максимального значения параметра.

Таким способом можно померить напряжение в батарейке или аккумуляторе. Устанавливаете два щупа на клеммы батарейки, на экране высветятся цифры, обозначающие само напряжение. Если перед цифрами появился знак минуса, то просто была нарушена полярность подключения. Значит, надо поменять местами установку щупов на батарейке.

Если напряжение аккумулятора неизвестно, то, начиная с максимального значения установки переключателя, проверяем каждую позицию по отдельности. К примеру, на максимуме тестер показал 008. Эти два нуля перед цифрой говорят о том, что напряжение аккумулятора намного ниже, чем выставлено на мультиметре. Необходимо постепенно, снижая режим проверки, добиться того, чтобы на мониторе высветилось единичное значение. К примеру, 8,9. Оно говорит, что напряжение батарейки составляет 9 вольт.

Если на экране появилась единица, то выбранный уровень проверки ниже, чем номинальный. Значит, надо повысить уровень на одну позицию. Все просто, работать с тестером – одно удовольствие.

Замер переменного напряжения

Как измерить напряжение переменное? Щупы остаются в том же положении, переключатель перемещается в отдел (V~). Здесь также несколько пределов измерения. К примеру, как провести измерение мультиметром напряжения в розетке 220 вольт. Кстати, в переменном напряжении нет полярности, поэтому точная установка щупов роли не играет.

Необходимо выставить уровень проверки больше, чем 220 В, обычно это переключатель от 600 до 750 вольт, зависит от модели тестера. Теперь в розетку вставляются два щупа. В зависимости от нагруженности трансформатора результат может варьироваться в диапазоне от 180 до 240 вольт. Если показатели попали в этот диапазон, то все нормально.

Замер сопротивления

Положение щупов тоже самое. Переключатель перемещается в отдел Ω. Теперь необходимо убедиться, что мультиметр находится в исправном состоянии. Как проверить? Просто соединяются между собой два щупа. При этом прибор должен показать ноль.

В этом измерительном диапазоне также несколько пределов, плюс функция прозвонки электрических цепей и проверки диодов. Как прозвонить цепь мультиметром, будет представлено ниже.

Для примера можно рассмотреть, как измерять мультиметром сопротивление катушки с неизвестным номиналом, это пригодится, если нет уверенности в ее работоспособности. В отличие от предыдущих тестов здесь нет необходимости выставлять предел по максимуму. От этого прибор не пострадает. Последовательность проверки может быть такой:

  • К примеру, предел измерения устанавливается на среднее значение. Пусть это будет 2М. То есть, предельное значение сопротивления не должно превышать 2 МОм.
  • Подсоединяются к концам катушки щупы.
  • Если на дисплее появились нули, то у катушки есть некоторое сопротивление, просто неправильно был выбран предел проверки. Поэтому его надо снизить на одну позицию – до 200К.
  • Еще раз проводится тест. Если он показал уже числовое значение, но перед числом стоит ноль, то можно еще снизить порог на одну позицию.
  • И таким образом довести показатель на дисплее до целого числа. Оно и будет являться номинальным сопротивлением катушки.


Если при тестировании на сопротивление катушки на мониторе появилась цифра «1». Это значит, что номинал намного выше, чем выбранный предел. То есть, надо будет идти в обратном направлении, повышая предел измерений.

Замер тока

Используя мультиметр для измерения постоянного или переменного тока, нужно красный щуп вставить в гнездо mA, черный в com. Если измерение силы тока проводятся с переменным источником, то переключатель переводится в отдел — А~, с постоянным: А–.

Важно! При измерении тока больше 200 мА обязательно подключать провод в соответствующее гнездо.

Основное условие, как измерить правильно силу тока мультиметром, это установить прибор в цепь последовательно. Специалисты отрицательно относятся к использованию мультиметра в качестве тестера для проверки потребляемого тока большой величины (к примеру, выше 10 ампер). Лучше это делать электроизмерительными клещами. Поэтому измерение тока мультиметром лучше не проводить.

Все дело не в самом тестере, потому что он сам защищен металлической скобой, через которую и производится проверка токов большой величины. Скоба установлена внутри и имеет диаметр 1,5 мм. Этот размер способен выдержать значительную величину измеряемого тока за 10-12 секунд. Все дело в проводах щупа. Они тонкие, и, конечно, не предназначены для больших нагрузок.

Проверка диодов, конденсаторов и транзисторов

Как правильно пользоваться мультиметром, проверяя радиодетали. Проверка диода – это, определение наличия его сопротивления, по сути, как прозвонка проводов и кабелей. Поэтому черный щуп устанавливается в гнездо com, красный в V/Ω. При этом сам черный щуп соединяется с катодом диода, то есть, с минусовым концом, красный с анодом. На дисплее прибора (омметра) должно высветиться значение прямого сопротивления диода. Если поменять щупы местами на концах радиодетали, то на мониторе должна появиться единица. Это, конечно, в том случае, если диод в исправном состоянии.

  • Если в двух направлениях проверки работающий прибор показывает единицу, то диод сгорел.
  • Если показывает минимальные показатели (меньше единицы), пробит.


Как нужно пользоваться мультиметром при проверке транзистора. Это тоже несложно. Надо аппарат перевести в режим «hfe». У подключаемого транзистора три выхода: база, эмиттер и коллектор. Такие же обозначения есть и на аппарате: B, E, С. Концы транзистора и точки ввода надо совместить, все должно соответствовать расшифровке. Как только это произойдет, на приборе покажутся значения усиления транзистора.

Как правильно работать мультиметром при проверке емкости конденсатора. Сам показатель можно узнать, установив радиодеталь двумя концами в секторе «Cx». Переключатель также указывает на этот сектор. Здесь несколько пределов, поэтому, зная емкость проверяемого элемента, можно подогнать под необходимый показатель. На дисплее высветится номинальное значение емкости.

Прозвонка

Что значит, прозвонить мультиметром? Этот термин появился еще во времена пользования стрелочными тестерами, когда необходимо было проверить на сопротивление электрическую цепь. Для того чтобы выставить на ноль шкалу прибора, а также убедиться, что щупы находятся в исправном состоянии, их соединяли между собой. При этом переключатель устанавливался в сектор, на котором был нарисован колокольчик. Если все было в порядке, то раздавался звонок.

Поэтому, когда задается вопрос, как прозванивать цепь, или как прозвонить провод мультиметром, то необходимо понимать, что это всего лишь аналогия.

Все, что было описано выше, на самом деле несколько простых операций. Но они помогают начинающим электрикам сориентироваться в проблемах электрических цепей. Именно они в начале своей работы начинают задаваться вопросом, как лучше пользоваться тестером мультиметром. Все ответы в этой статье.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Если вы владелец автомобиля и способны иногда делать что-то своими руками, то мультиметр вам точно необходим. Тем более этот прибор незаменим и в быту. Научиться им пользоваться несложно.

Какими бывают мультиметры

Мультиметры бывают двух видов: аналоговые и цифровые. Они отличаются шкалой (стрелочная и цифровая). Каждый вид имеет много разновидностей, исходя из количества функций, точности измерений и качества изготовления. И, соответственно, цена очень разная. Для начинающих легче воспринимается цифровой мультиметр. С аналоговым немного сложнее, поскольку вызывает сложность разобраться, по какой шкале проводить измерения и какова цена деления прибора. Если его держать не в горизонтальном направлении, то стрелка может подрагивать. Это тоже вызывает затруднения при снятии показаний прибора. В любом мультиметре есть перечень стандартных функций. Это измерение напряжения, силы тока и сопротивления.

Обозначения на мультиметре

Практически каждый прибор имеет в центре круговой переключатель. Сама панель разбита на сектора. Каждый сектор обведен линией. В пределах сектора измеряется один параметр (например, напряжение). С помощью переключателя можно изменять параметры и пределы данных параметров. Сектора могут иметь такие обозначения:

OFF – сектор выключения прибора (может быть в виде кнопки);

ACV – сектор переменного напряжения;

DCV – сектор постоянного напряжения;

ACA – сектор переменного тока;

DCA – сектор постоянного тока;

– сектор сопротивления;

hFE – сектор параметров транзисторов.


Для чего нужны щупы и как их подключить

Непосредственно измерения будем проводить металлическими стержнем с пластмассовыми ручками – это щупы. Их два: красный и черный. Как ни странно, но они более всего подвергаются поломкам. Причем сделаны так, что ремонту не поддаются. Поэтому лучше иметь их два комплекта: с длинными и короткими проводами. Гнезд для подключения щупов может быть несколько:

COM со значком заземления – минусовый, заземленный или общий щуп (подключается обычно чёрный провод). При переменном напряжении полярность щупов не имеет никакого значения, но все равно возьмите за правило и подключайте щупы стандартно.

VΩmA – используется для измерения напряжения, сопротивления и тока. Максимально допустимые измерения всех физических величин написаны под каждым гнездом. Будьте с этим очень внимательны. Если вы не знаете, какие приблизительно показания можете получить, то лучше двигаться от максимальных к минимальным. Иначе вывести из строя мультиметр – секундное дело.

10ADC – используется для измерения постоянного тока в более высоких диапазонах, до 10 А.


Измерение мультиметром

Измерение тока и напряжения

Измеряя силу тока или напряжение, помните, что неправильные действия могут служить опасностью для вашего прибора, а главное, для вашей жизни. Поэтому инструкцию необходимо выучить досконально и в точности следовать пунктам.

Измеряя напряжение постоянного тока, следуйте инструкции:

1.

2. Установите круговой переключатель в секторе «DCV» на необходимые пределы параметров. Если значение напряжения вам не известно заранее, и вы не можете определиться с параметрами, то поставьте выключатель на максимальные пределы и понижайте их до появления показаний прибора;

3.

4. Значение и полярность напряжения появятся на дисплее.

Измеряя напряжение переменного тока, следуйте инструкции:

1. Соедините красный щуп с гнездом «VΩmA», а черный с гнездом «COM»;

2. Установите круговой переключатель в секторе «АCV» на необходимые пределы параметров. Если значение напряжения вам не известно заранее, и вы не можете определиться с параметрами, то поставьте выключатель на максимальные пределы и понижайте их до появления показаний прибора;

3. Соедините прибор при помощи щупов с электрической цепью или измеряемым механизмом. Следует помнить, что напряжение измеряется при помощи параллельного подсоединения мультиметра.

4. Значение напряжения появится на дисплее.

Измеряя силу постоянного тока, следуйте инструкции:

1. Отключите ток (который собираетесь измерять) в цепи;

2. Соедините красный щуп с гнездом «VΩmA» если максимальное значение силы тока не превысит 200 mA, или с гнездом «10ADC» в случае, если измеряемый ток до 10 А, а черный щуп с гнездом «COM»;

3. Если красный щуп находится в гнезде «VΩmA», то установите круговой переключатель в секторе «DCА» на необходимые пределы параметров. Если значение тока вам не известно заранее, и вы не можете определиться с параметрами, то поставьте выключатель на максимальные пределы и понижайте их до появления показаний прибора;

4. Соедините прибор при помощи щупов с электрической цепью или измеряемым механизмом. Следует помнить, что сила тока измеряется при помощи последовательного подсоединения мультиметра, поэтому цепь придется разомкнуть.

5. Включите ток в цепи.

6. Значение и полярность силы тока появятся на дисплее.

7. Выключите ток в цепи, отсоедините мультиметр, восстановите цепь.

Бюджетные мультиметры измеряют только постоянный ток. Собственно говоря, нечасто возникает необходимость измерять переменный ток. Хотя профессиональные мультиметры, конечно же, его измеряют. Инструкции по измерению постоянного и переменного тока разнятся только пунктом, гласящим нажать кнопку-переключатель для переменного тока. Кроме того, если измеряемый ток меньше 5А, то можно проводить длительные измерения, если до 10А, то измерения можно проводить до 10 секунд с перерывом в 15 минут. Иначе ваш мультиметр может сгореть.

Проверка аккумулятора может производиться при работающем двигателе и при неработающем. С помощью мультиметра мы измеряем напряжение на клеммах аккумулятора. Для этого следуйте инструкции для измерения напряжения постоянного тока.

При работающем двигателе нормальное значение напряжения должно находиться в пределах 13,5 – 14 В. Если оно выше, то это еще ни о чем не свидетельствует. Измерьте его через 10 минут работы двигателя. Оно должно прийти в норму, иначе может выкипать электролит. Если напряжение меньше нормального, то ваш аккумулятор полностью не заряжается. Проведите измерения при выключенных потребителях энергии (музыка, фары, кондиционер и т.д.). Если все же напряжение ниже 13 В, то причин может быть несколько. Возможно, вышла из строя аккумуляторная батарея или генератор, или окислились контакты на клеммах аккумулятора. Нужно искать причину.

При неработающем двигателе нормальное напряжение аккумулятора должно быть в пределах 12,5 – 13 В. Если оно ниже 11,8 В, то ваш автомобиль не заведется. Проводить измерения необходимо тогда, когда автомобиль немного постоит, а не сразу после заглушения мотора. Чем дольше держит заряд ваша аккумуляторная батарея, тем меньше ее износ. Поэтому, если вы не ездите несколько дней, проведите измерения напряжения вашего аккумулятора. Если оно практически не падает, то новый аккумулятор вам не понадобится.

Измерение сопротивления

Если вам необходимо измерить сопротивление, то ваш мультиметр выполняет функцию омметра. На его работу влияют несколько факторов:

Целостность проводов щупов. Поэтому перед началом работы их надо проверить. Приводим мультиметр в режим измерения наименьшего сопротивления и замыкаем щупы между собою. Показания мультиметра не должны сбиваться если мы прощупываем провода щупов.

Зарядка батареи питания мультиметра. Следите, чтобы на экране мультиметра не высвечивался значок батареи, поскольку даже со значком мультиметр будет проводить измерения, но они будут неправильными.

Правильность проводимых измерений. Если вы будете держать двумя руками за металлические части щупов и проводить измерения, то к измеряемому сопротивлению прибавится еще сопротивление вашего тела по закону параллельного соединения проводников. Поэтому держаться можно только одной рукой за металлическую часть щупа.

Измерения сопротивления проводите с выключенным током. Этим вы обезопасите себя и ваш мультиметр. Измеряя сопротивление, следуйте инструкции:

1. Соедините красный щуп с гнездом «VΩmA», а черный с гнездом «COM»;

2. Установите круговой переключатель в секторе «Ω» на необходимые пределы параметров и проводите измерения. Чаще бывает, что значение сопротивления вам не известно заранее, и вы не можете определиться с параметрами, тогда проводите измерения при любом положении переключателя. Если на экране высветится «1», это означает, что значения сопротивления больше данных пределов, поэтому переключатель нужно перевести на более высокие пределы сопротивления и снова провести измерения.

Как сделать прозвонку

Прозвонку цепи нужно проводить с выключенным током. Включаем мультиметр в режим прозвонки. Соединяем щупы. В результате на экране должен появиться «0», а мультиметр издаст звуковой сигнал. Присоединяем щупы к проверяемому объекту. Если на экране «0» – проводник целый, а мультиметр издает звуковой сигнал. При прозвонке мы проверяем целостность проводника, то есть измеряемое сопротивление не должно превышать 50 Ом.

В домашней мастерской радиолюбителя обязан быть универсальный измерительный прибор (тестер), так как ни одна радиолюбительская конструкция, даже самая простая, не обходится без наладки.

Бывают случаи, когда собранная конструкция плохо работает или вообще не дышит, и вот в таких случаях на помощь приходит измерительный прибор. Да что там радиолюбительские конструкции, в домашнем быту такой прибор просто необходимая вещь.

На сегодняшний день наибольшую популярность получили цифровые измерительные приборы — мультиметры . Они просты в использовании, многофункциональны и относительно дешевые. Цены на них тоже разные и зависят от качества изготовления, количества функций и параметров прибора.

В любом мультиметре, не зависимо от цены, есть стандартный набор функций, которые поддерживают все модели: это напряжение , ток и сопротивление . И когда будете покупать прибор, обязательно выбирайте с режимами прозвонки и звукового генератора , а по цене выбирайте середину — между самым дешевым и самым дорогим. Из середнячков можно брать тот, на который продавец дает приемлемую гарантию.

Мультиметр. Внешний вид.

Размещение параметров измерений у всех мультиметров стандартное, а для удобства они разбиты на сектора и обведены линиями. В центре расположен круглый переключатель, которым выбирают параметр и предел измерения нужный в данный момент.

Измеряем постоянное напряжение.

Начнем с измерения постоянного напряжения : этот сектор разбит на пять поддиапазонов с пределами измерения:

1. 200мВ (милливольт);
2. 2000мВ (милливольт);
3. 20В (вольт);
4. 200В (вольт);
5. 1000В (вольт).

обозначающие максимальное значение поддиапазона, в пределах которого ведется измерение.

Измерительные щупы вставьте в соответствующие гнезда как на фото. Красный щуп принято называть «плюсовым », а черный, «общим » или «минусовым ».

Рассмотрим пример с использованием пальчиковой батарейки.
Известно, что ее напряжение составляет 1.5 Вольта, и чтобы его измерить мы выбираем предел «20 », что соответствует диапазону от 0 до 20 Вольт.

Берем измерительные щупы мультиметра, и касаемся ими «плюсового » и «минусового » контактов батарейки и на индикаторе высветилась величина напряжения равная 1.49 Вольта. Измерение закончено.

Как видите, все очень просто — главное правильно выбрать предел измерения .

Производим измерение напряжения неизвестной величины.

Бывают моменты, когда величина напряжения неизвестна даже приблизительно, и чтобы не сжечь мультиметр переключатель переводят в максимальный предел измерения «1000 », что соответствует диапазону от 0 до 1000 Вольт. И затем, постепенно уменьшая диапазон, находят соответствующую величину измеряемого напряжения.

Например. Мы не знаем, какое напряжение у нашей батарейки и поэтому начнем с предела «1000 ». Берем измерительные щупы мультиметра, касаемся ими контактов батарейки и видим на индикаторе нули. Нули говорят о том, что напряжения нет или его величина слишком мала.

Идем дальше. Переводим переключатель в положение «200 » и опять касаемся щупами контактов батарейки. Теперь на индикаторе появились показания напряжения, а этого уже практически достаточно, чтобы понять, что это 1.4 Вольта.

Однако у нас впереди стоит нолик, а он как раз говорит о том, что можно еще снизиться, и более точно измерить напряжение. Снижаемся до предела «20 ». На индикаторе отобразилось реальное напряжение нашей батарейки, а именно 1.49 Вольта.

Вот таким способом, не зная точного значения измеряемой величины тока, напряжения или сопротивления, находят его истинное или близкое к истинному значение.

Еще бывают моменты, когда на индикаторе мультиметра высвечивается единица (1 ). Это говорит о том, что измеряемое напряжение или ток выше того предела измерения, который установлен. В этом случае необходимо перейти на ступеньку выше. Старайтесь как можно реже допускать этого.

У нас остались не рассмотренными два поддиапазона: это 2000мВ (милливольт) и 200мВ , которые рассчитаны на измерение небольших напряжений. Как правило, на этих поддиапазонах работают тогда, когда настраивают режимы работы транзисторов или переходных каскадов в радиолюбительских схемах.

2000 мВ – соответствует диапазону от 0 до 2 Вольт;
200 мВ – соответствует диапазону от 0 до 200 мВ (милливольт).

Еще один нюанс, про который необходимо сказать, это когда при измерении постоянного напряжения или тока Вы не будете знать где «плюсовой » или «минусовой » контакты и случайно их перепутаете — страшного здесь ничего нет. Просто с левой стороны перед цифрами появится знак «минус ».

Таким образом, можно определять полярность напряжения.

Измеряем переменное напряжение.

Процесс измерения переменного напряжения аналогичен измерению постоянного напряжения с той лишь разницей, что здесь не надо определять где «плюс » и «минус ». А для примера измерим напряжение бытовой электрической сети 220 Вольт.

Внимание! Будьте особо внимательны и предельно аккуратны при измерении высоких напряжений. Не прикасайтесь к металлическим частям щупов!!!

Этот сектор разбит всего на два поддиапазона с пределами измерений:

200 Вольт;
750 Вольт.

обозначающие максимальное значение поддиапазона, в пределах которого ведется измерение. Измерительные щупы стоят так же, как при измерении постоянного напряжения.

Выбираем предел измерения 750 Вольт. Дополнительно убеждаемся в исправности изоляции проводов и щупов мультиметра. Еще раз проверяем правильность выбранного предела измерения, и только после этого производим измерение напряжения сети 220 Вольт .

Как видите все очень просто.
И здесь также не забываем, что при измерении переменного напряжения, величина которого неизвестна, определять его, начинаем только с максимального предела , а именно с 750 Вольт.

Обязательно после завершения работы с мультиметром отключаем его, переводя переключатель в положение «OFF », иначе батареек не напасетесь.

А чтобы окончательно разобраться в измерении напряжения мультиметром, посмотрите этот ролик.

Любой домашний мастер, который владеет хотя бы базовыми знаниями в области электротехники, должен знать, как пользоваться мультиметром (тестером). Не смотря на то, что современный прибор имеет массу функций, возможностей и пределов измерений, это достаточно просто. Главное, научиться правильно подключить измерительные щупы, понимать значение всех нанесённых на переднюю панель символов и уметь в зависимости от ситуации работать с различными диапазонами и режимами. Чтобы разобраться в деталях этого вопроса, предлагаем воспользоваться следующей инструкцией по применению тестеров на практике. В качестве примера мы рассмотрим в этой статье цифровой прибор, с которым в сравнении со стрелочным мультиметром работать будет намного проще. Если вы еще не приобрели прибор, обязательно ознакомьтесь с нашим .

Что важно знать об устройстве тестера

Перед тем как начать проведение любых электрических измерений, стоит разобраться с тем, что представляет собой сам прибор и каковы его функции. Вся информация нанесена на лицевую панель. О том, как пользоваться мультиметром выбранной модели, можно узнать исходя из следующих общепринятых обозначений:

  • ON/OFF – кнопка включения/выключения прибора (на отдельных тестерах она может отсутствовать, включение прибора в этом случае будет выполняться поворотом переключателя диапазонов);
  • DCA (или A-) – постоянный ток;
  • ADCA – переменный ток;
  • ACV (V~)/DCV (V-) – переменное/постоянное напряжение;
  • Ω – сопротивление.

Чтобы снять показания, нужно использовать поворотный переключатель, который позволяет устанавливать различные режимы работы мультиметра, выбирать диапазон измерений.

Одним из важных моментов в освоении вопроса о том, как пользоваться цифровым мультиметром, является правильное подключение измерительных щупов в соответствующие разъёмы. От этого будет зависеть корректность выполненных измерений. Для того чтобы не ошибиться, есть простые правила:

COM — черный размер слева, универсальный разъем в центре, разъем для измерения больших токов — справа

  1. разъём СОМ – общий, он используется для подключения отрицательного измерительного провода чёрного цвета;
  2. для подключения красного положительного щупа может быть использовано одно из гнезд для измерения напряжения (V), сопротивления (Ω), тока (mА, А), при этом стоит учитывать, что, как правило, токовых гнёзд два (для работы со слаботочными цепями и с током до 10/20 А в зависимости от модели тестера).

Но также необходимо учитывать, что при проведении измерений напряжения или тока установленные наоборот измерительные щупы приведут к изменению полярности полученных данных, что отразится на дисплее появлением знака «-». Цифровые значения при этом будут корректны. Этим цифровые приборы отличаются от аналоговых. В последних стрелка чаще всего выходит за пределы шкалы, а в отдельных случаях такая работа может привести к повреждению прибора.

Инструкция, как пользоваться мультиметром для чайников

Основное назначение любого тестера – измерение электрических величин. Подключенный к цепи прибор при измерении тока подсоединяется в разрыв цепи (последовательно), а для того, чтобы использовать тестер в качестве вольтметра, он включается в схему параллельно.

Использование цифрового мультиметра для измерения напряжения

Методика измерения постоянного напряжения достаточно проста.

  1. Выбираем при помощи поворотного переключателя род измеряемой величины и предел измерений.
  2. Установка предела может быть выполнена после того, как пользователь определится с тем, каково приблизительное значение измеряемого напряжения. Подсказкой может служить маркировка на элементах питания или деталях электрических схем. Предел всегда должен быть больше измеряемого значения, чтобы не допустить перегрузки элементов прибора и его выхода из строя.
  3. В соответствии с руководством по эксплуатации измерительные щупы необходимо подключить к клеммам/выводам (чёрный – к «минусу», красный – к «плюсу»).
  4. Получаем значение постоянного напряжения на дисплее тестера.

измеряем напряжение электрической сети

Ещё один способ определить предел измерений заключается в том, чтобы изначально установить подключаемый прибор на максимально большой предел измерений. Затем, сняв показания, чтобы повысить точность полученных данных можно уменьшить предел до ближайшего большего значения, сравнивая его с измеренными показаниями. Принципиальных отличий в том, как снимать данные о постоянном и переменном напряжении, нет. Отличие состоит только в том, чтобы переключить тестер в нужный режим. Далее работает вышеописанный алгоритм.

Практический пример использования функции замера напряжения

Одной из самых частых операций, при которых нужно измерить напряжение, является проверка состояния аккумуляторов. Причём он может быть как обычным пальчиковым, так и автомобильным. В любом случае домашнему мастеру будет не лишним знать, как правильно пользоваться мультиметром в такой ситуации. Если речь идёт о пальчиковых аккумуляторах, измерения выполняются следующим образом: переключатель устанавливается на нужный предел напряжения постоянного тока. Полученное значение должно соответствовать номинальному. Отклонение в ±10 % от номинала считается нормой.

Как измерить силу тока

Перед тем, как пользоваться тестером (или мультиметром) для измерения силы тока, необходимо определиться, работает исследуемое устройство с переменным или постоянным током. Кроме того, нужно знать примерное значение, которое будет получено в результате. Это позволит правильно выбрать используемое для работы гнездо mA или 10/20 А. Даже если вы не представляете даже примерно, какой ток получите в итоге, решить задачу просто. Достаточно для начала выставить максимальный предел, а затем, ориентируясь на полученные данные, при необходимости повторно измерить величину, переставив измерительный щуп и переключатель на меньший диапазон.

Прозвонка цепей мультиметром

Прозвонка цепей – один из основных режимов, который часто используется при бытовом использовании мультиметров для определения обрывов или коротких замыканий в цепи. Достаточно только выставить на тестере нужный режим, отключить питание (включая такое маломощное, как батарейки), разрядить конденсаторы, установить измерительные щупы и подключить их в нужные точки электрической схемы.

Для удобства пользователя при отсутствии обрывов в большинстве моделей предусмотрен зуммер, сигнал которого позволяет легко сориентироваться в результатах. Кроме того, на дисплей в этом случае будет выведено значение сопротивления или «0». Отсутствие звука или отображение на экране «1» будет означать обрыв в исследуемой цепи. Более подробно о прозвонке проводов, выключателей и других приборов вы можете узнать в .

Измерение сопротивления

Огромным «плюсом» самой операции по измерению сопротивления будет то, что при его измерении используя мультиметр, испортить прибор или деталь в ремонтируемом оборудовании практически невозможно. Чтобы выполнить операцию правильно, нужно:

  1. установить поворотный переключатель в сектор Ω,
  2. отключить питание, вынуть батарейки, аккумулятор,
  3. выбрать наиболее подходящий предел измерений,
  4. подключиться к выводам измеряемого элемента цепи,
  5. снять показания.

Вся процедура достаточно стандартна. Единственное важное отличие состоит в том, что после проведения измерений на дисплее вы можете увидеть «OVER», «1» или «OL». Это означает, что произошла перегрузка и измерения нужно повторить, переключив прибор на больший диапазон. Также на дисплей может быть выведен «0», что означает необходимость снизить пределы. Для успешного пользования функцией измерения сопротивления знания этих простых правил будет вполне достаточно.

Измерение ёмкости

У радиолюбителей и электриков, занимающихся ремонтом бытовой техники, часто возникает необходимость в измерении ёмкости конденсаторов. Не менее актуален этот вопрос и для владельцев станков, которым периодически требуется при подключении трёхфазного двигателя в однофазную сеть подбирать ёмкость конденсаторов для оптимизации работы мотора. Выполняются эти операции по аналогии с измерением сопротивления.

Важное отличие состоит не только в положении переключателя, который должен быть установлен в соответствующий режим и диапазон, но и обязательной предварительной разрядке конденсаторов. В противном случае как минимум будут получены некорректные показания (при работе с элементами малой ёмкости), как максимум, прибор выйдет из строя. Как правило, для работы в режиме измерения ёмкости производителями предусматриваются в мультиметре отдельные гнёзда.

Подробные видео инструкции

В первой части видео вы найдете общие сведения о том как пользоваться мультиметром и научитесь измерять постоянное и переменное напряжение.

Просмотрев вторую часть вы научитесь измерять сопротивление, прозванивать цепи, проверять диоды, использовать встроенный генератор, а также измерять величину электрического тока.

Безопасность при работе с мультиметром

Есть несколько потенциально опасных ситуаций, при которых обычная невнимательность пользователя может привести к поломке прибора и выходу из строя проверяемого оборудования.

  1. Если необходимо измерить напряжение, при этом щупы установлены правильно, а переключатель стоит в любом другом положении кроме напряжения (на сопротивлении, токе).
  2. Если нужно измерить ток, измерительный щуп установлен в гнездо для измерения слаботочных цепей, а переключатель будет установлен на измерение большой силы тока.
  3. При прозвонке или измерении сопротивления в оборудовании необходимо вынимать все установленные в нём батареи питания, так как работа в таком режиме выведет прибор из строя.
  4. При работе в режиме прозвонки при наличии в цепи заряженных емкостей (конденсаторов) необходимо обязательно их разряжать закорачиванием. При работе цепей с элементами большой ёмкости разрядку можно выполнить через лампу накаливания. Игнорирование этого правила может привести к тому, что мультиметр сгорит.

Все перечисленные ситуации ведут не только к материальным потерям, но и повышенной опасности для работающего с тестером человека. Если использовать мультиметр некорректно, работа с электричеством может привести к случайному касанию к токоведущим частям, находящимся под высоким напряжением, а это уже опасно для жизни. В остальном достаточно соблюдения простых правил и законов электротехники, чтобы легко освоить работу с мультиметром во всех его режимах и успешно проводить необходимые измерения, не обращаясь к специалистам.

Современные автомобили оборудованы различными электроприборами, которые часто ломаются и нуждаются в проверке.

Как выбрать мультиметр?

В настоящее время на рынке представлен широкий ассортимент мультиметров - от простых измерителей выдержки прерывателя и тахометров до многофункциональных устройств с десятью различными шкалами или цифровыми табло. На рисунке представлены: A Sparktune: измеритель выдержки, вольтметр, амперметр. B Autoranger: измеритель выдержки, вольтметр, омметр, амперметр, тахометр. B Testune: измеритель выдержки, вольтметр, омметр, амперметр, тахометр. D Hawk: измеритель выдержки, тахометр. E Avometer 2003: вольтметр, амперметр, омметр. F CAB-100: тестер для аккумулятора.

Одним из способов проверки состояния электрических цепей является подключение простой контрольной лампы на участке между токонесущими проводами и заземлением. Тем не менее, этот способ позволяет установить лишь факт подачи тока к определенной точке участка.

Для более точной проверки используются измерительные приборы, определяющие напряжение, которое подается на компонент электросистемы, и сопротивление этого компонента или цепи в целом.

Мультиметры

В магазинах, торгующих автомобильными принадлежностями, можно приобрести измерительные приборы, предназначенные специально для автомобилей. Самыми полезными приборами считаются мультиметры, которые, согласно названию, измеряют различные характеристики электросистемы.

В автомобилях используется постоянный ток, и с помощью мультиметра можно измерить его силу, а также напряжение и сопротивление в указанной точке. Некоторые мультиметры также снимают показания о скорости двигателя и времени выдержки контактов.

Перед каждым измерением необходимо обнулить предыдущие показания, особенно если вы планируете работать с малыми величинами (например, сопротивлением).

Не используйте для проверки компонентов элетросистемы измерительные приборы с подвижными стрелками. В противном случае вы можете чрезмерно нагрузить и повредить их. Используйте цифровые измерительные приборы.

Как использовать мультиметр

Проверьте сопротивление провода высокого напряжения, переключив мультиметр в режим омметра и сняв показания на обоих концах провода.

Мультиметр можно использовать для измерения напряжения, силы тока и сопротивления. Некоторые подобные приборы также измеряют выдержку контактов и скорость двигателя. Для получения достоверных результатов необходимо правильно подключить датчики.

Для измерения напряжения на аккумуляторе следует подключать датчик между штырями. Для измерения сопротивления провода высокого напряжения следует подключать датчики к обоим концам провода.

Переключите мультиметр в режим амперметра и подключите его к шунту, чтобы измерить силу тока, производимого генератором.

Для измерения силы тока, производимого генератором или динамо-машиной, подключите мультиметр через шунт. Измерьте напряжение катушки или другого элемента цепи, соединив один датчик с ним, а второй - с заземлением.

Чтение показаний

Для измерения напряжения необходимо переключить мультиметр в режим вольтметра и подключить один датчик к цепи, а второй заземлить.

При использовании мультиметра необходимо правильно соединять его контакты с компонентами системы. Способ соединения зависит от полярности автомобиля. В автомобиле с отрицательным заземлением необходимо подключать к кузову контакт с меткой (-), а в автомобиле с положительным заземлением - контакт с меткой (+). Для проверки полярности обратитесь к инструкции по эксплуатации.

Убедитесь в плотности крепления контактов, при необходимости очистите их от ржавчины и краски, чтобы показания были точными. Для зачистки неплохо подходит наждачная бумага.

Работая в двигательном отсеке, прикрепите датчик к зажиму заземления на аккумуляторе

Проверка аккумулятора

Задайте мультиметру соответствующие настройки и подключите его к клеммам аккумулятора. Результат измерений должен быть примерно равен 11-12В (при низком и высоком уровне заряда соответственно).

Если по данным мультиметра напряжение равно 10В и менее, можно предполагать наличие повреждений в одной из ячеек аккумулятора. Подключите контакт заземления к кузову автомобиля и снимите показания повторно. Они не должны отличаться от результатов предыдущего измерения. Если это не так, проверьте прочность крепления контактов.

Соедините один датчик мультиметра с заземлением, а второй - с соленоидом стартера. Снимите показания еще раз. При низких значениях проверьте соединение между клеммой аккумулятора и соленоидом стартера.

Если при замере показания на контактах слишком низки, перед проверкой других составляющих цепи необходимо их закрепить. Очистите проблемные места от грязи и ржавчины и сделайте повторный замер. Когда результаты всех замеров будут примерно равны, их можно будет использовать для сверки при осмотре других составляющих цепи.

Проверка приборов

Проверка тахометра

Для проверки нового тахометра необходимо подключить мультиметр к клемме на задней стороне прибора и заземлению. При подаче на прибор тока мультиметр зафиксирует показания. Этот прием можно использовать для любого прибора.

Многие приборы работают на токе, который проходит через стабилизатор напряжения. Если сразу несколько приборов отображают неверные показания, возможно, стабилизатор неисправен. Для проверки необходимо подключить к выходному разъему мультиметр и включить зажигание.

Проверка стабилизатора

В современных автомобилях некоторые приборы получают питание от стабилизатора напряжения. Если стабилизатор ломается, показания приборов искажаются. Перед проверкой каждого прибора необходимо проверить сам стабилизатор, подключив мультиметр к его выходному разъему и заземлению.

Мультиметр должен показывать примерно 10В, небольшие отклонения обусловлены действием реостата. Сильное отклонение свидетельствует о том, что мультиметр необходимо заменить.

Проверка датчика уровня топлива

Отключите проводку от клеммы датчика и подключите мультиметр между нерабочей клеммой и точкой заземления. Показания могут быть различными, в зависимости от положения поплавка. Если показания снять не удается, необходимо отремонтировать или заменить датчик.

В датчике топливного бака есть резистор переменного сопротивления, исправность которого можно проверить с помощью мультиметра.

Отключите проводку от датчика и подключите мультиметр между нерабочей клеммой и точкой заземления. Если датчик исправен, мультиметр должен показывать определенное значение. Для проведения полной проверки необходимо снять показания с полным, полупустым и пустым баком.

Показания должны представлять собой логичную последовательность с примерно равными промежутками. Если значения равны, скорее всего, в датчике произошло короткое замыкание, и он дает неверные показания.

Проверка зажигания

При проверке цепи низкого напряжения необходимо замкнуть ее, закрыв контакты прерывателя.

Если в катушке используется добавочный резистор, под его действием напряжение на входной клемме будет ниже (около 6-8В). Для проверки напряжения зажигания подключите мультиметр к катушке и заземлению. Ненадолго включите стартер, и выключите его, чтобы обойти добавочный резистор. Мультиметр должен показать около 12В. Отключите мультиметр от катушки.

Если значение не изменится, неисправность кроется в самой цепи низкого напряжения или клеммах соленоида.

Проверьте эти компоненты, измерив перепады напряжения на них. Подключите датчик между клеммами на катушке и к заземлению.

Замкните контакты и переключите мультиметр в режим низкого напряжения. Он должен показать 0-0,5В. Если показание превышает 0,5В, клеммы на катушке работают неправильно.

Переключите мультиметр в режим высокого напряжения и разомкните контакты. Показания на входе и выходе должны совпадать.

Нулевое напряжение может свидетельствовать о поломке распределителя. Для того, чтобы в этом убедиться, необходимо отключить распределитель. Если после отключения распределителя напряжение не появилось, скорее всего, неисправность кроется в самой катушке.

Проверка проводов высокого напряжения

Для проверки проводов высокого напряжения необходимо переключить муультиметр в режим омметра. Если автомобиль работает с перебоями в зажигании, можно предполагать неисправность одного их таких проводов.

Определите тип проводов. Провода из углеродного сплава имеют сопротивление в пределах 10000-25000 Ом. Омедненные провода обладают малым сопротивлением, однако оснащаются радиоподавляющими заглушками с сопротивлением в 10000 Ом.

Отключите провода от свечей зажигания, снимите распределительные крышки и измерьте сопротивление сердечника на обоих концах. Убедитесь в правильности показаний.

Для проверки изоляции измерьте сопротивление сердечника и окружающего его пластика. Если провод в хорошем состоянии, показания должны быть одинаковыми.

Проверка системы зарядки

Запустите двигатель, подождите, пока он разогреется до нормальной температуры, а затем выключите его.

Переключите мультиметр в нужный режим (0-20В) и соедините его с клеммами аккумулятора. Запустите двигатель и снимите показания, а затем постепенно увеличьте скорость до 2000 оборотов в минуту, обращая внимание на табло мультиметра.

Если система работает правильно, сначала напряжение будет расти по мере увеличения скорости двигателя, а затем остановится.

Максимальное показание составляет 13,5-14,5В (в зависимости от модели автомобиля). Если напряжение не растет, можно предполагать наличие неисправности в системе зарядки.

Счетчик зарядки и разрядки аккумулятора

Существуют особые мультиметры, которые снимают показания с аккумулятора при высокой нагрузке (например, при запуске). Такой мультиметр представляет собой вольтметр с двумя зубцами, соединенными мощным резистором.

При соприкосновении зубцов с клеммами аккумулятора мультиметр снимает показания. Если аккумулятор исправен, мультиметр покажет примерно 9В.

Для такой проверки можно использовать обычный мультиметр. Отключите систему зажигания, обесточив катушку. Подключите мультиметр к клеммам аккумулятора, попросите помощника на несколько секунд включить стартер и снимите в это время показания. Как и в предыдущем случае, референтное значение составляет 9В.

Измерение силы тока

Измерение силы тока, производимого генератором или динамо-машиной, зачастую вызывает определенные затруднения, т.к. эта величина слишком велика для большинства измерительных приборов.

Для этого используется дополнительный элемент, именуемый шунтом. Шунт представляет собой резистор с определенным сопротивлением. Мультиметр подключается к электросистеме через шунт, определяет перепады давления и высчитывает силу тока. В некоторых случаях шунт поставляется в комплекте с мультиметром. Если это не так, прочтите инструкцию по эксплуатации автомобиля, чтобы подобрать нужный шунт.

Похожие статьи